Пациентам
Наука

switch to english eng

Итоги научно-исследовательских работ

Сведения о выполнении количественных показателей индикаторов эффективности фундаментальных научных исследований в  2017 году в рамках Программы государственных академий наук на 2013-2020 годы

Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Индикаторы

Единица измерения

2017 год

план

факт

Количество научных публикаций в журналах, индексируемых в российских и международных информационно- аналитических

системах научного цитирования ("Сеть науки" (WEB of Science),

Scopus, MathSciNet, Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, European Reference Index for theHumanities и др.)

105

Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности (патентов), зарегистрированных в России

10

Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности (патентов), зарегистрированных за рубежом

1

Количество научной продукции (технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации)

14

Количество научных монографий, сборников, справочников, атласов, каталогов

2

Сведения о результатах в рамках государственного задания на проведение
фундаментальных научных исследований по направлениям исследований РАН, предусмотренного Программой фундаментальных научных исследований государственных академией наук на 2013-2020 годы, в 2017 году

Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Номер и наименование
направления фундаментальных
исследований
(по Программе)

Полученные результаты 2017

1

VIII. Медицинские науки

Новые технологии формирования здорового образа жизни, первичной профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний человека

94. Сердечно-сосудистые заболевания

Изучена степень влияния различных молекулярных маркёров дисфункции почек на ранний и отдаленный прогноз у больных острым коронарным синдромом с подъемом сегмента ST (ОКСпST). Выполнена оценка прогностической значимости биомаркеров почечной дисфункции, и их ассоциации с мультифокальным атеросклерозом (МФА), острым повреждением почек, нарушениями липидного обмена. Доказано, что применение различных биологических маркёров (цистатина С; интерлейкина-18; липокалина, ассоциированного с желатиназой нейтрофилов (NGAL)) не только повышает частоту выявления почечной дисфункции (ПД), но и позволяет более эффективно оценить прогноз, выявить потенциальные механизмы её развития. Генетическими маркёрами ПД у больных ОКС явились полиморфизмы rs4343 гена ACE, rs1800629 гена TNF, rs328 гена LPL. Данные полиморфизмы генов ACE и TNF ассоциируются с наличием мультифокального атеросклероза, а полиморфизмы гена ACE – с неблагоприятным долгосрочным прогнозом.

Разработаны и научно обоснованы новые подходы к оценке прогноза после ЧКВ, основанные на выявлении при выписке из стационара ряда маркёров дисфункции и повреждения почек: концентрации цистатина С> 1,88 мг/л и NGAL> 2,6 нг/мл, генотипа ТТ полиморфизма rs4291 гена ACE. Их использование совместно со шкалой GRACE позволяет повысить эффективность стратификации кардиоваскулярного риска в долгосрочном периоде.

Проведены эксперименты на клеточных культурах и лабораторных крысах по оценке эндотелиотоксичности кальций-фосфатных бионов (КФБ), образующихся при перенасыщении крови ионами кальция и фосфора. Установлено, что КФБ обладают существенной и специфичной токсичностью для эндотелия и могут быть одной из причин развития атеросклероза.

Изучены 58 полиморфных вариантов генов, ассоциированных с фиброзированием миокарда у пациентов с инфарктом миокарда (ИМ) в сравнительном аспекте со здоровыми добровольцами. Выявлено, что у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) значимо чаще, чем в популяции встречаются  полиморфные варианты генов, отвечающих за функцию тромбоцитов, липидный обмен и сохранность генетической информации ядра клетки: интегрина β5 - ITGB5 (rs1007856); интегрина α4 - ITGA4 (rs1143674); CDKN2B антисмысловой РНК 1 - CDKN2B-AS1 (rs1333049); лигазы 1 - LIG1 (rs20579); ADAM-подобного дицеклина 1 - ADAMDEC1 (rs3765124). С тяжестью фиброзирования миокарда при развитии ИМ ассоциированы гены, связанные с нарушениями липидного обмена и нестабильностью атеросклеротической бляшки: LIG1, кодирующий белок, связывающий инсулиноподобный фактор роста IGFBP6, ADAMDEC1. Также выявлены ассоциации генов с тяжестью фиброза миокарда - MMP9 (ген, кодирующий металлопротеиназу 9) и LOC101927143 –ген некодирующей РНК (маркер rs4290029 этого гена входит в известную панель для тестирования предрасположенности к циррозу печени). Определено, что генетические маркеры, отражающие различные этапы формирования патологического фиброзирования органов, могут участвовать в патогенезе атеросклероза, дестабилизации атеросклеротической бляшки и формировании патологического ремоделирования миокарда левого желудочка после перенесенного ИМ.

Проведена оценка частоты, выраженности и клинической значимости гипогонадизма у пациентов мужского пола с ИБС и остеопеническим синдромом, определены информативные биохимические маркеры этих патологических состояний. Выявлено, что гипогонадизм (уровень тестостерона в крови менее 3 нг/мл) у пациентов со стабильной ИБС встречается в 8,1% случаев, тогда как в динамике через год лишь в 5,6%. При этом у всех пациентов с дефицитом тестостерона через год его первичный уровень был в норме. Установлено, что уровень тестостерона не связан с Т-критерием остеопении и уровнем минеральной плотности костной ткани. Обнаружена тенденция к снижению уровня тестостерона в течение года у пациентов с остеопорозом, выявленном при первичном обследовании. Выявлена корреляция между уровнями тестостерона, с одной стороны, и инсулином и паратиреоидным гормоном с другой. Обнаружена отрицательная связь тестостерона с уровнем триглицеридов.

Определены значимые показатели систолической и диастолической функций правого желудочка (ПЖ) в клинической оценке и прогнозе при сердечно-сосудистых заболеваниях (ССЗ). У больных стабильной ИБС диастолическая дисфункция ПЖ выявлена в 29% случаев. С диастолической дисфункцией правого желудочка были ассоциированы возраст, наличие сахарного диабета (СД), стенокардии напряжения III функционального класса, снижение фракции выброса левого желудочка (ЛЖ) и наличие диастолической дисфункции ЛЖ.

Доказано, что эхокардиографическая оценка функции ПЖ имеет прогностическое значение у больных хронической сердечной недостаточностью (ХСН) III-IV функционального класса по NYHA. Выявлено, что независимыми факторами, ассоциированными с летальным исходом, было увеличение индекса Теи ПЖ более 0,8, времени изоволюмической релаксации ПЖ более 90 мсек, а также показателей диастолической функции ПЖ – повышение отношения площади правого предсердия к скорости распространения трикуспидального потока более 0,7  и снижение скорости раннего диастолического движения кольца трикуспидального клапана e't≤11 см/сек.

Определены факторы, влияющие на пятилетний прогноз у больных острым коронарным синдромом без подъема сегмента ST  (ОКСбпST): снижение фракции выброса ЛЖ менее 50%, наличие МФА и носительство генотипа А/А rs1041981 LTA

Выполнена оценка когнитивного статуса, значимости электроэнцефалографических (ЭЭГ) индексов тета/альфа и тета/бета в развитии когнитивных расстройств у пациентов с различным сочетанием выраженности поражения сонных и коронарных артерий. Обнаружено, что высокие предоперационные показатели ЭЭГ-индекса тета/альфа ассоциированы с наличием умеренных когнитивных расстройств, а увеличение ЭЭГ-индекса тета/бета в раннем послеоперационном периоде коронарного шунтирования (КШ) ассоциировано с послеоперационными когнитивными нарушениями у пациентов с поражением коронарных и каротидных артерий. Разработана и апробирована программа комплексной оценки когнитивного статуса. Выявлено, что сохранный уровень когнитивного статуса у пациентов с ИБС влияет на формирование адаптивных вариантов внутренней картины болезни и выбор «когнитивных» моделей стресс-преодолевающего поведения, тогда как низкий уровень когнитивного статуса приводит к рискам психической дезадаптации пациентов на послеоперационном этапе. С целью снижение рисков психологической дезадаптации пациентов при подготовке к КШ была разработана модель клинико-психологической диагностики и коррекции нарушений когнитивной сферы.

Определен вклад единых факторов риска в прогрессировании заболеваний бронхо-легочной и сердечно-сосудистой систем (ССС). Выполнена оценка особенностей структурно-функциональных показателей легких и сердца у пациентов с коморбидной патологией – ИМ и хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Выявлено, что у 42% пациентов с I-II стадией ХОБЛ, при отсутствии явных признаков поражения ССС при проведении суточного мониторирования артериального давления (АД) верифицирована артериальная гипертензия (АГ). Причем более, чем у половины пациентов с ХОБЛ наблюдается недостаточная степень снижения ночного АД, что является значимым предиктором сердечно-сосудистых осложнений. Показано, что наличие хронической бронхообструкции увеличивает вероятность развития как систолической, так и диастолической дисфункции сердца. Выявлена зависимость между параметрами дыхания и показателями, оценивающими состояние миокарда, свидетельствующая о взаимоотягощающим влиянии патологии респираторной и сердечно-сосудистой систем.

Для пациентов с сопутствующей ХОБЛ характерны более выраженные структурно-функциональные изменения миокарда – дилатация и сферификация ЛЖ, снижение фракции изгнания ЛЖ, увеличение миокардиального стресса, большая частота встречаемости псевдонормального и рестриктивного типов диастолической дисфункции ЛЖ и диастолической дисфункции ПЖ. В структуре легких для пациентов с ХОБЛ характерно увеличение доли остаточных объемов при снижении показателей динамических легочных объемов и форсированных вентиляционных потоков без увеличения общей емкости легких.

В ходе пилотного исследования по оценке относительных длин теломерных участков у 49 пациентов с ОКСпST было установлено, что средняя длина теломер составила 0,913+0,242. В подгруппе мужчин (n=40) длина теломер была  0,941+0,252, а у женщин (n=9) – 0,791+0,143. При сравнении длин теломер с возрастом госпитализации по поводу ИМ была показана слабая корреляция r=-0,127. В группе пациентов с ранним ИМ (n=21) (мужчины до 55 лет и женщины до 60 лет) средняя длина теломер составила 0,926+0,285, в группе с поздним ИМ (n=28)  – 0,904+0,210

Выполнено определение ассоциаций между полиморфизмом генов иммунного ответа и изменением сывороточных концентраций биологических маркеров воспаления, их взаимосвязь с прогрессированием атеросклероза после года наблюдения за пациентами, перенесшими КШ. Проведенное молекулярно-генетическое тестирование по девяти полиморфным сайтам генов IL18, IL18R1, IL18RAP и определение сывороточных концентраций IL-18 методом иммуноферментного анализа у пациентов со стабильной ИБС, перенесших КШ. Анализ ассоциаций продемонстрировал связь полиморфизма  IL18R1  и IL18RAP в сайтах  rs13015714 и rs917997 с рисками развития ИМ (ОШ =1,95 (95%ДИ =1,06-3,58), р =0,029 и ОШ =2,01 (95% ДИ =1,11-3,64), р=0,018, соответственно), у пациентов данной выборки. Выявлены связи сайтов rs13015714 и rs917997 с высокими сывороточными концентраций IL-18 (генотипы С/Т + Т/Т 488,0 (321,0, 687,2) пг/мл и T/G+G/G 504,2 (275,6; 655,5) пг/мл). Установлены ассоциации между генотипами с минорными аллелями сайтов rs13015714 и rs917997 увеличением рисков развития МФА (ОШ=2,14 (95%ДИ =1,09-4,19), р =-0,039 и 2,07 (1,06-4,04) , р=0,047)  и АГ (ОШ =1,79 (95%ДИ =1,02-3,14), р= 0,49 и ОШ =1,85 (95%ДИ =1,06-3,25), р =0,42) у пациентов со стабильной ИБС, перенесших ИМ. Сделано заключение, что для подтверждения роли полиморфизма IL18, IL18R1, IL18RAP в патогенезе атеросклероза необходимо проспективное наблюдение за этой группой пациентов с целью выявления случаев манифестации клинических признаков у лиц, имеющих неблагоприятный прогноз.

В ходе исследования установлено, что у пациентов со стабильной ИБС, перенесших КШ, сывороточный уровень IL-18 в раннем послеоперационном периоде (1-е сутки после операции) не отличался от дооперационного (376,1(156,1;486,6) против 374,7 (212,0;591,4) пг/мл соответственно, р=0,545). При проспективном наблюдении, определено, что через год после КШ, концентрации  IL-18 в сыворотке крови у обследуемых пациентов определялись в статистически значимо меньших концентрациях, чем на предыдущих этапах наблюдения (374,7 (212,0;591,4), р=0,0001). Снижение концентраций иммунорегуляторного цитокина может свидетельствовать об уменьшении напряженности воспалительного ответа у данных пациентов как за счет улучшения кровоснабжения миокарда, так и изменений в медикаментозной терапии.

Выявлены маркерные сайты генов рецепторов иммунного ответа (TLRs и TREM-1), имеющие значение при формировании осложнений КШ в виде развития полиорганной недостаточности (ПОН).   Изучены и проанализированы 72 фактора риска развития ПОН у больных после КШ (48 генотипов 16 полиморфизмов 5 генов и 24 варианта 12 клинических факторов). Установлены четыре фактора, имеющих статистически значимую прогностическую ценность: генотип T/T полиморфизма rs3775073 гена TLR6, генотип T/T полиморфизма 8 rs2234246 гена TREM-1, наличие ХОБЛ и возраст 60 лет и старше. На основе этих данных разработан и запатентован способ прогнозирования риска развития синдрома ПОН у пациентов после КШ.

Изучены особенности иммуно-метаболической активности адипоцитов эпикардиального и подкожного депо. Установлено, что при ИБС адипоциты эпикардиальной жировой ткани (ЭЖТ) отличаются по адипокиновому и цитокиновому профилю от адипоцитов подкожной жировой ткани (ПЖТ). Эпикардиальные адипоциты пациентов с ИБС характеризуются выраженным дисбалансом адипокинового статуса с увеличением концентрации лептина и снижением уровня адипонектина на фоне преобладания провоспалительных цитокинов (фактора некроза опухоли альфа (ФНО-а) и интерлейкина 1) и дефицита противовоспалительного интерлейкина 10 (ИЛ 10). Адипоциты ПЖТ больных ИБС секретируют больше защитных регуляторных молекул — адипонектина, противовоспалительного цитокина ИЛ 10 и стимулятора репарации и ангиогенеза фактора роста фибробластов (FGFb) по сравнению с адипоцитами ЭЖТ. При этом адипонектин и FGFb обладают синергическими свойствами по отношению друг к другу. Снижение адипонектина в эпикардиальных адипоцитах является прогностически неблагоприятным признаком отмены кардиопротективного эффекта FGFb. Для резистина подобных ассоциаций не обнаружено.

Проанализировано наличие взаимосвязи между величиной объема ЭЖТ и периаортальной жировой ткани и особенностями их иммуно-метаболической активности. С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) показано, что у пациентов с ИБС, ассоциированной с висцеральным ожирением (ВО) накопление жира в эпикардиальных и периаортальных адипоцитах было более выражено по сравнению с больными ИБС без ВО. Установлено, что увеличение объема эпикардиальной и периаортальной жировой ткани при ИБС ассоциируется с увеличением секреции ФНО а, лептина и снижением продукции адипонектина эпикардиальными и периаортальными адипоцитами (r=0,4 р=0,02, r=0,51 р=0,014; r=0,39 р=0,02, r=0,51 р=0,014  и r=-0,41 p=0,04, r=-0,43 p=0,02  соответственно).

Выполнен анализ ассоциации экспрессии адипокинов различных региональных жировых депо с наличием ряда анамнестических и клинических признаков. Установлено, что выраженный адипокиново-цитокиновый дисбаланс адипоцитов ЭЖТ с диспропорцией в сторону усиления экспрессии маркеров воспаления и развития лептинорезистентности в группе пациентов с ИБС и ВО был тесно ассоциирован со степенью атеросклеротического поражения сосудов. Кроме того, экспрессия лептина ЭЖТ имела прямую корреляционную зависимость с тяжестью течения ХСН (r=0,41 p=0,04), наличием АГ (r=0,49 p=0,04) и отягощенного семейного анамнеза по атеросклерозу (r=0,53 p=0,04).

Определены прогностические риски развития инфекционного эндокардита (ИЭ) на основании анализа ассоциаций между носительством вариантных аллелей генов иммунного ответа, липидного обмена, гемостаза. Протестировано 123 образцов ДНК от пациентов с ИЭ и 300 образцов ДНК от сопоставимых по возрасту, полу и этнической принадлежности здоровых доноров крови. Профилирование геномной ДНК для 35 функционально значимых полиморфизмов в 22 выбранных генов, участвующих в патогенетических путях распознавания микробных паттернов, экспрессии цитокинов и белков острофазного ответа, функции гемостаза и липидного обмена с дальнейшим анализом генетических ассоциаций. Определено, что G/A генотип вариабельного сайта rs1143634 в гене IL1B, генотип  G/T rs3212227 в пределах гена IL12B, генотип A/G rs1130864 в гене CRP и G-аллель rs1801197 в гене CALCR связаны с уменьшением риска ИЭ, тогда как T/T-генотип сайта rs1205 в гене CRP ассоциирован с увеличением риска ИЭ. Кроме того, гетерозиготные генотипы полиморфизма в вариабельных сайтах rs1143634 CRP и rs3212227 IL12B продемонстрировали с вязь с более высокими концентрациями IL-1β и IL-12 в сыворотке крови, соответственно. Наши результаты показывают, что наследуемые изменения генов цитокинов, белков острофазовых реакций и путей метаболизм кальция могут быть связаны с рисками заболеваемости ИЭ.

Разработаны иммунологические и иммуногенетические методы определения нарушений иммунных взаимодействий в системе «мать-плод», для пренатальной оценки рисков формирования функциональной дезадаптации сердечно-сосудистой системы в постнатальном периоде до и после хирургического лечения врожденного порока сердца (ВПС). Разработана и внедрена система оценки иммунных нарушений в системе «мать-плод» по антигенам тканевой совместимости (HLA), на основе краткосрочной реакции в смешанной культуре лимфоцитов (СКЛ) супругов и способности блокирования клеточных реакций аутосывороткой женщины. Выраженное подавление иммунных реакций в СКЛ женской аутосывороткой показано для семей, имеющих детей с ВПС. Определены нормативные критерии для показателей активности женской аутосыворотки в отношении блокирования экспрессии HLA-DR на лимфоцитах CD3 позитивных и CD3 негативных. Отклонение от этих нормативных критериев является прогностически неблагоприятным в отношении риска формирования септального ВПС в последующем поколении.

Выявлены положительные ассоциации сочетанного материнского генотипа HLA-G 3UTR (ins/del)*ins/ins+GSTP1 rs6591256*A/G+GSTP rs1793068*G/T+CYP1A2 rs 762551*C/A+GATA6 rs10454095*C/C с риском формирования спорадических септальных ВПС без хромосомных болезней в последующем поколении (OR=5.31).

В восьми медицинских организациях Кемеровской области внедрена программа централизованного контроля международного нормализованного отношения (МНО) с целью повышения эффективности и безопасности антикоагулянтной терапии у пациентов с фибрилляцией предсердий в сочетании с клапанной коррекцией порока митрального клапана при внедрении программы централизованного контроля МНО.

Инвазивные технологии

102. Хирургия сердца и сосудов

Впервые в мире выполнено одноцентровое рандомизированное исследование Hybrid REvascularization Versus Standart (HREVS). Получены новые научные данные о ближайших и отдаленных результатах трех стратегий реваскуляризации миокарда (гибридной, коронарного шунтирования, стентирования) в лечении больных со стабильной формой ИБС при многососудистом поражении  коронарного русла. Анализ конечных точек не выявил достоверных различий между гибридной стратегией и стандартными методами реваскуляризации. Доказано, гибридная коронарная реваскуляризация может быть эффективной и безопасной опцией лечения у выборочной когорты пациентов.

Проведен анализ ближайших и отдаленных результатов различных стратегий реваскуляризации миокарда (рентгеноэндоваскулярных, хирургических, гибридных) у больных с множественным поражением коронарного русла. Было показано, что группа пациентов с ОКСбпST, имеющих множественное поражение коронарного русла характеризуется крайней разнородностью клинических и ангиографических показателей, концентрацией факторов неблагоприятного прогноза, и требует реализации широкого спектра стратегий реваскуляризации миокарда, включающей эндоваскулярные и хирургические методы. Высокая частота встречаемости в когорте пациентов с ОКСбпST таких факторов, как трехсосудистое поражение коронарного русла, стеноз ствола левой коронарной артерии, СД, свидетельствует об обоснованности применения операции КШ в качестве самодостаточного метода лечения, или как компонента поэтапной схемы реваскуляризации миокарда в 60% случаев. Резидуальная выраженность коронарного атеросклероза по шкале SYNTAXScore ≥9 баллов является важным предиктором неблагоприятного исхода в группе пациентов с ОКСбпST уже в госпитальном периоде (ОШ 1,3), что свидетельствует о необходимости выполнения максимально полной реваскуляризации миокарда в лимитированный госпитальным периодом интервал времени. Разработанная автоматизированная система персонифицированного выбора оптимальной стратегии реваскуляризации миокарда при ОКСбпST, основанная на расчете вероятности неблагоприятного исхода, определении степени риска и прогноза при реализации той или иной стратегии реваскуляризации, может быть использована как вспомогательный объективный инструмент принятия решения, способный улучшить результаты лечения.

Проведен качественный анализ клеток реципиента, локализующиеся в створках биопротезов, подверженных кальцификации. Исследовано 19 ксеноаортальных эпоксиобработанных биопротезов клапанов сердца, эксплантированных из митральной позиции при повторных хирургических вмешательствах в связи с развитием кальциевой дегенерации биологического материала. Выполнено иммуногистохимическое типирование клеток реципиента, находящихся в тканях створок кальцинированных биопротезов. Установлено, что в исследуемом материале параллельно протекают два активных разнонаправленных процесса: разрушение ксеногенных тканей при участии макрофагов и её структурная регенерация, ассоциированная с активностью фибробластов реципиента. Результаты исследования позволяют также сделать вывод, что выраженность процессов деструкции ксеноматериала, наряду с глубиной и степенью клеточной инфильтрации, определяют наличие или отсутствие эндотелизации поверхностей створок, контактирующих с кровью, непосредственно после имплантации биопротеза в организм реципиента.

Был проведен анализ результатов изолированного протезирования митрального клапана биологическими и механическими протезами. При формировании изучаемых групп применен подход подбора копи-пар по принципу соответствия гендерных, возрастных характеристик, гемодинамического типа порока, типа имплантированного устройства, сопоставимости дооперационного клинического состояния, особенностей оперативного вмешательства, а также получаемой медикаментозной терапии. Основным критерием эффективности операции принято изменение ФК ХСН через год после коррекции порока. Лица, толерантность к физической нагрузке которых возросла в пределах одного ФК по NYHA через год после операции, были отнесены в подгруппу слабой динамики (I подгруппа), на два-три ФК по NYHA – значительной (II подгруппа). После устранения митральной недостаточности лучшую годовую динамику эхокардиографической картины показали пациенты со значительным увеличением толерантности к физической нагрузке. У пациентов со значительной динамикой ФК ХСН статистически значимо увеличились ФВ ЛЖ и  ИСИР, что способствовало сокращению размеров ЛП и правых отделов сердца. Снижение ДЛАср и ПП2 в II подгруппе было статистически значимо, чем в подгруппе I.

Проведена оценка темпов формирования различных видов структурных дисфункций биологических протезов в митральной позиции и их взаимосвязь с клиническим состоянием реципиентов биопротезов клапанов сердца на момент определения показаний к реоперациям. Определены основные взаимосвязи клинического состояния пациента и имеющихся дисфункций биопротеза в митральной позиции.  Проведена оценка клинического использования методики снижения риска повторных операций «протез-в-протез» в ближайший период после операции (до 2 лет), показавшая удовлетворительный клинический результат. Диспансеризация пациентов, ранняя диагностика дисфункции  и использование методик снижения периоперационного риска позволяет улучшить непосредственные и отдаленные результаты хирургического лечения приобретенных пороков сердца.

Выполнен анализ эффективности и безопасности применения катетерной антральной изоляции легочных вен (ЛВ) с применением криобаллонов второго поколения в сравнении с баллонами первого поколения и радиочастотной аблацией (РЧА) в ближайшем послеоперационном периоде. Установлено, что непосредственные и отдаленные результаты криобаллонной изоляции ЛВ в сравнении с радиочастотной изоляцией не различаются по эффективности и безопасности. Криоаблация позволяет достоверно сократить суммарную продолжительность аппликаций и время флюороскопии, что возможно благодаря использованию внутрисердечной эхокардиографии и регистрации электрограмм с катетера Achieve. Наличие коллектора/вестибюля левых ЛВ ассоциировано с достоверным ухудшением отдаленных результатов криобаллонной аблации, в том числе с применением баллонов второй генерации.

Определены оптимальные параметры криовоздействия при использовании баллонов второго поколения. Изучено влияние использования криобаллона второго поколения на механическую функцию левого предсердия (ЛП). Показано, что при использовании криобаллонов второго поколения достаточной продолжительностью воздействия является 240 с на каждую ЛВ, в то время как для баллонов первого поколения необходимой продолжительностью воздействия было 600 с. И криобаллонная и радиочастотная изоляция ЛВ в значительной степени нарушает механическую функцию ЛП, однако криобалонная аблация вызывает менее выраженные ее изменения в ближайшем послеоперационном периоде, чем РЧА.

Определена возможность использования метода стимуляции почечных нервов после выполнения ренальной денервации в качестве «острого» теста оценки эффективности процедуры. Динамика изменения реакции АД на стимуляцию почечных нервов до и после аблации коррелировала с результатами аблации. Была установлена прямая корреляционная связь высокой силы и статистической значимости между изменением показателей САД и ДАД в ответ на стимуляцию почечных нервов и снижением показателей офисного и среднесуточного САД и ДАД за период наблюдения. Поэтому метод стимуляции почечных нервов может применяться в качестве «острого» теста оценки эффективности аблации с применением Vessix Renal Denervation System.

Изучена реактивная легочная гипертензия, как следствие нарушения механической функции ЛП. Изучена корреляция данных показателей инвазивной и неинвазивной оценки гемодинамики малого круга кровообращения с видом и объемом вмешательства. Показано, что результаты неинвазивных тестов коррелируют с результатами катетеризации правых отделов сердца у пациентов с легочной артериальной гипертензией (ЛАГ)  на фоне дисфункции левых камер сердца, однако наблюдается некоторая эхокардиографическая гипердиагностика в отношении повышения систолического и среднего давлений в правых отделах сердца.

Проведена оценка безопасности радиочастотной пульмональной денервации для лечения ЛАГ. Сделан вывод о том, что денервация легочной артерии является безопасным и перспективным методом лечения ЛАГ, но для доказательства ее эффективности требуются дальнейшие исследования.

109. Анестезиология и  реаниматология

Изучены диагностические  возможности индуцированной флуоресценции на модели различных вариантов защиты сердца при ишемии и реперфузии. Установлено, что оптическая биопсия методом индуцированной флуоресценции является перспективной методикой диагностики ишемических и реперфузионных повреждений миокарда, что подтверждается сильной корреляционной связью между коэффициентом флуоресценции НАДН и продуктами оксидативного стресса. В эксперименте на изолированном сердце крысы показано преимущество защиты миокарда от реперфузионных повреждений путем добавления в кардиоплегический раствор экзогенного фосфокреатина (Неотон). В группе «Неотон» степень и скорость накачки (поглощения энергии) выше, чем в группе контроля со стандартным кардиоплегическим раствором. На фоне введения препарата большее количество НАД+ восстановилось до НАДН по сравнению с данными контрольной группы. Также более высокие пики поглощения излучения имели пиридоксин и флавины в сравнении с контролем, что, возможно, сопряжено с ростом активности метаболических процессов в миофибриллах и повышением сократительной функции изолированных сердец группы с экзогенным фосфокреатином в период реперфузии. Также в группе с интракоронарным введением Неотона выявлена сильная обратная корреляционная связь (r=-0,83) между коэффициентом флуоресценции НАДН и уровнем общей концентрации органических перекисей на 10 мин реперфузии: в отсутствие дефицита энергии с увеличением сдвига НАД/НАДН в правую сторону уровень продуктов оксидативного стресса снизился

Проведен сравнительный анализ гемодинамических эффектов различных методов заместительной почечной терапии: продленной гемодиафильтрации (ПГДФ) с применением гемофильтров на основе полисульфона и полиакрилнитрила (AN69) и интермиттирующей гемодиафильтрации (ИГДФ) с использованием гемофильтров на основе полисульфона и полиметилметакрилата (ПММА). Установлено, что наиболее оптимальными с позиции гемодинамической безопасности у пациентов с нестабильной гемодинамикой и системным воспалительным ответом являются процедуры с использованием мембран с высокой сорбционной способностью: ПГДФ на мембране AN69 или ИГДФ на мембране ПММА. Выявлено, что применение гемофильтров на основе полисульфона при любой модальности процедуры приводит к значимому снижению среднего АД на этапе инициации (до 30% от исходного) и обуславливает необходимость повышения доз симпатомиметиков до достижения эффективного клиренса медиаторов воспаления путем конвективного массопереноса.

Получены первые данные об эффективности применения серелаксина у больных с острым коронарным синдромом Killip III-IV и синдромом малого сердечного выброса. Не отмечено критических снижений АДсист в течение инфузии при недостоверно более высоких значениях доз вазопрессорной поддержки в условиях адекватного гемодинамического мониторинга. Клинически и рентгенологически отек легких купировался в течение инфузии при снижении ДЛА до субнормальных значений в течение первых 4-х ч инфузии (против 18-24 ч в контрольной группе). Восстановление концентрационно-выделительной функции почек отмечалось в течении, в среднем 16 часов, что позволяло отказаться от продолжения гемодиафильтрации при сохранении минимальной стимуляции диуреза (лазикс 120 мг/сутки vs. 540 мг/сутки в контрольной группе). Летальность сопоставима с контрольной группой и обусловлена внекардиальными причинами в отдаленном госпитальном периоде. Установлено, что переход на аппаратную поддержку кровообращения (вено-артериальную экстракорпоральную мембранную оксигенацию (ЭКМО)) при малом сердечном выбросе целесообразен при отсутствии эффекта от фармакологической поддержки, включающей инфузию левосимендана и/или серелаксина, либо при нарастающих признаках циркуляторной гипоксии (лактат более 5 ммоль/л, SvO2 менее 50%) или при развитии кардиогенного шока. Эффективность ЭКМО зависит не только от степени повреждения миокарда, но и от полноты и сроков реваскуляризации, а также от адекватности хирургической коррекции.

111. Разработка материалов, изделий, инструментария, приборов медицинского назначения для хирургии

Разработаны прототипы устройства имплантации и опытные образцы протеза, предназначенного для репротезирования по методу "протез-в-протез". С целью оценки манипулятивных и эргономических свойств протеза и доставочного устройства, была выполнена in vitro имплантация на модели бычьего сердца. В ходе имплантации было отмечено полное раскрытие протеза клапана сердца с плотным прилеганием опорного каркаса к внутреннему просвету исходно имплантированного биопротеза, выявлено значимое снижение времени бесшовного репротезирования относительно времени первичной имплантации. Работоспособность биопротеза, имплантированного с использованием прототипа разработанного доставочного устройства, апробирована в гидродинамических испытаниях, в рамках которых продемонстрирована состоятельность и безопасность применения медицинского устройства.

С целью снижения кальций связывающей активности биоматериала, используемого при протезировании в сердечно-сосудистой хирургии, разработана технология модификации биологической ткани, основанная на методе децеллюляризации и поверхностной обработке полимерными соединениями. Для децеллюляризации биоматериала определена оптимальная комбинация химических агентов на основе неионогенного детергента, в качестве постобработки выполнена оценка эффективности поливинилового спирта. Доказано снижение степени кальцификации модифицированных образцов в тестах in vitro и in vivo в сравнении с контрольными при отсутствии негативного влияния на структуру и физико-механические свойства биоматериала.

Проведен комплексный анализ формирования новообразованной сосудистой ткани на месте биодеградируемого трубчатого каркаса, модифицированого RGD- пептидами, ростовыми факторами, хемоаттрактантными молекулами и имплантированного в сосудистое русло крыс линии Wistar. Доказано, что послойное инкорпорирование в состав графтов сосудистого эндотелиального фактора роста (во внутреннюю треть стенки графта) и основного фактора роста фибробластов с хемоаттрактантной молекулой SDF-1a (во внешние 2/3 стенки графта) способствовало 100% первичной проходимости конструкций, раннему формированию эндотелиального и гладкомышечного слоев в отличие от графтов с изолированным введением каждого из факторов, проходимость которых варьировала от 50% до 75%. Модификация поверхности графтов RGD – пептидами привела к ускорению эндотелизации внутренней поверхности и 75% первичной проходимости графтов, имплантированных в сосудистое русло крыс линии Wistar.

Определены оптимальные варианты модификации поверхности биодеградируемых сосудистых графтов малого диаметра. Послойное инкорпорирование в состав графтов комплекса ростовых факторов и хемоаттрактантных молекул, или модификация поверхности графтов RGD- пептидами, способны повышать биосовместимость полимерных конструкций, нивелируя гранулематозное воспаление в ответ на имплантацию аналогичных немодифицированных каркасов, задавать вектор формированию новообразованной ткани на месте функционально активного биодеградируемого трубчатого каркаса, стимулируя привлечение прогениторных клеток из кровотока и окружающих тканей в высокопористую стенку графта с ранним формированием эндотелиального монослоя, предупреждающего процессы тромбообразования.

Изучение закономерностей и механизмов влияния окружающей и производственной среды (климато-географические, территориальные, экологические, антропогенные, производственные факторы) и условий жизнедеятельности на состояние здоровья и качество жизни населения России и разработка основ государственной политики в целях профилактики, сохранения и укрепления здоровья населения

116. Проблемы организации здравоохранения и медицинской науки

Среди жителей Горной Шории с АГ, проведено динамическое наблюдение за результатами медикаментозных и немедикаментозных методов лечения. Установлено, что среди коренного населения  получают антигипертензивную терапию 57,7%, среди некоренного населения – 70,1% и достигают целевых уровней АД, соответственно, 19,6%  и 31,5% лиц с АГ.

Выявлены негенетические и генетические предикторы факторов риска, АГ и её осложнений для формирования групп пациентов по степени риска. Комплексная оценка негенетических факторов сердечно-сосудистого риска показала, что минимальные значения добавочного риска АГ во всех возрастных группах фиксируются у мужчин-шорцев, максимальные – у женщин некоренной этнической группы. Направленность изменений с возрастом добавочного риска АГ в половых группах различается: у мужчин – незначительное увеличение в каждой последующей возрастной группе, у женщин – выраженное увеличение нагрузки в 40-64 лет с последующим незначительным приростом в старшей возрастной группе.

Изучены и показаны ассоциации нового гена, кодирующего компоненты ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (AGT) с АГ и её факторами риска в зависимости от этнической принадлежности. Генотип Т/С взаимосвязан с нарушениями углеводного обмена и АГ у мужчин-шорцев, генотип С/С – с дислипидемией у женщин-шорок, генотип Т/Т – с гиперхолестеринемией у женщин некоренного этноса.

Разработаны шкалы стратификации риска развития осложнений АГ (гипертрофии миокарда левого желудочка, атеросклероза каротидных артерий и альбуминурии). Подробно даны характеристики пациентов входящие в группы низкого, среднего и высокого риска с учетом этнической принадлежности. Предложены индивидуализированные программы первичной и вторичной профилактики для конкретных групп.

Изучены особенности влияния профессиональной занятости и профессиональных факторов риска угледобывающей промышленности на распространенность факторов сердечно-сосудистого риска (ФССР). Выявлены факторы, модифицирующие причинно-следственные зависимости в эпидемиологических исследованиях между профессиональными факторами и ССЗ. Полученные результаты легли в основу разработанных методических подходов моделирования рисков артериальной гипертензии в профессиональных группах. Сформирована и внедрена программа проспективного этапа исследования влияния особенностей трудовой деятельности на распространенность ФССР и болезней системы кровообращения (БСК) работников двух угольных шахт Кемеровской области (1915 шахтеров).

По данным выборочного исследования на популяции Кемеровской области изучено влияние поведенческих факторов риска на сердечно-сосудистое здоровье. Выявлены особенности формирования риска ССЗ (ИБС, ИМ, инсульт) и распространенности ФССР (дислипидемия, АГ, ожирение, стресс и др.) в зависимости от курения, употребления алкоголя и стереотипов пищевого поведения.

Проведено моделирование сердечно-сосудистой смертности по социально-экономическим факторам с последующей группировкой регионов РФ по соотношению фактических и смоделированных показателей. Выделены 8 кластеров (групп) регионов РФ сходных по величине несоответствия между предсказанной и фактической смертностью от БСК. Полученные результаты позволяют идентифицировать истинные тенденции популяционного здоровья, учитывая модифицирующее влияние социально-экономического бремени региона. Предложены методические подходы применения результатов исследования в системе комплексной социально-гигиенической оценки факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в субъектах РФ.

Разработаны индивидуализированные программы первичной и вторичной профилактики болезней органов кровообращения, основанные на оценке степени риска, учитывающей прогностическое значение генетических и негенетических факторов. Для оценки степени риска развития осложнений АГ определено прогностическое значение негенетических и генетических факторов. Оценивали факторы риска ССЗ, с наибольшей частотой, встречающиеся в обеих этнических группах, в т.ч. генетические маркеры генов-кандидатов АГ (ACE  (I/D), AGT (c.803T>C, rs699), AGTR1 (А1166С, rs5186), ADRB1 (Ser49Gly, A/G, rs1801252) ADRA2B (I/D), MTHFR (С677Т, Ala222Val, rs1801133) и NOS3 (4b/4a)). Все факторы были введены в модель при проведении бинарной логистической регрессии с пошаговым включением предикторов одновременно. Построены шкалы риска в зависимости от этнической принадлежности для проведения профилактических мероприятий в Горной Шории.

Проведена апробация новых форм организации медицинской помощи при БСК. Установлено, что на эффективность оказания медицинской помощи при БСК в первичном звене здравоохранение влияет использование индивидуального подбора профилактических мероприятий на раннем доврачебном этапе.  Показано, что за годы работы учреждения по стандарту ИСО серии 9001 удельный вес пациентов, удовлетворенных качеством помощи сохраняется не ниже 98,5%.  Изучение мнения персонала показало, что более 80% сотрудников удовлетворены отношением со стороны руководства, имеют хорошие деловые взаимоотношения с непосредственным руководителем и их устраивает стиль руководства.  Установлены различия в оценках пользы для своей работы от внедрения современных методов управлению деятельностью. Доля положительных ответов варьирует от 26% среди младшего медицинского персонала до 77% среди руководителей, что предполагает и разные цели при вовлечении персонала в управление.  Установлены статистически значимые различия вовлеченности сотрудников в управление деятельностью организации в зависимости от принадлежности к определенной профессиональной категории. Доказано, что вовлечение активной части персонала в процесс управления деятельностью с использованием такого инструмента как стандарты ISO серии 9001 позволяет системно анализировать ситуацию (внутренние аудиты), оценивать их и разрабатывать корректирующие и предупреждающие мероприятия внутри отдельных структурных подразделений, следовательно, повышать качество деятельности организации.

Проведена комплексная оценка риска развития ИБС у городского населения; выявлены половозрастные и социально-экономические особенности ФССР популяции Кемеровской области. Установлена зависимость относительного риска ИБС от нагрузок традиционных факторов в половозрастных группах для населения Кемеровской области. Обоснованы перспективные направления мероприятий по снижению риска ИБС среди городского населения на основе разработки персонифицированных программ влияния на уровни управляемых факторов сердечно-сосудистого риска.

Проведено обоснование и разработка современной модели менеджмента качества (СМК) научной организации в области биомедицинских исследований. Современная модель СМК в научно-медицинском учреждении представлена процессами, объединенными в четыре группы: процессы управленческой деятельности, процессы жизненного цикла, обслуживающие процессы, процессы измерения, анализа и улучшения. К процессам жизненного цикла отнесены научно-исследовательская и лечебно-диагностическая деятельность. С целью успешного начала внедрения новых подходов необходимо активное вовлечения персонала в управление организацией.

Показано, что применение информационных технологий для организации труда персонала учреждения повышает интерес и мотивацию к научной работе и позволяет повысить эффективность использования имеющихся ресурсов в организации. В результате, с 2011 по 2015 годы число ежегодно публикуемых статей от НИИ КПССЗ увеличилось на 42,6%; число публикаций в журналах, входящих в Web of Science и/или Scopus – в 2,2 раза; число цитирований всех публикаций – в 6 раз; среднее число публикаций в расчете на 1 автора – на 27,1%.

Главная О НИИ Пациентам Наука Отделения и центры Коллегам Образование Связаться с нами