Пациентам
Наука

switch to english eng

Итоги научно-исследовательских работ

Сведения о выполнении количественных показателей индикаторов эффективности фундаментальных научных исследований в  2018 году в рамках Программы государственных академий наук на 2013-2020 годы

Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Индикаторы

Единица измерения

2018 год

план

факт

Количество научных публикаций в журналах, индексируемых в российских и международных информационно- аналитических

системах научного цитирования ("Сеть науки" (WEB of Science),

Scopus, MathSciNet, Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, European Reference Index for theHumanities и др.)

125

Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности (патентов), зарегистрированных в России

8

Количество научной продукции (технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации)

13

Количество научных монографий, сборников, справочников, атласов, каталогов

1

Сведения о результатах в рамках государственного задания на проведение
фундаментальных научных исследований по направлениям исследований РАН, предусмотренного Программой фундаментальных научных исследований государственных академией наук на 2013-2020 годы, в 2018 году

Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний»

Номер и наименование
направления фундаментальных
исследований
(по Программе)

Полученные результаты 2018

1

VIII. Медицинские науки

Новые технологии формирования здорового образа жизни, первичной профилактики, диагностики и лечения основных заболеваний человека

94. Сердечно-сосудистые заболевания

Определены полиморфизмы генов, имеющие существенное значение для оценки прогноза при остром коронарном синдроме (ОКС). Установлено, что носители аллеля Т и генотипа ТТ полиморфизма rs4291, аллеля G и генотипа GG и полиморфизма rs4343 гена ангиотензин превращающего фермента ACE имели более высокие шансы развития конечных точек в среднесрочном и долгосрочном периодах. При этом ассоциации данных аллелей и генотипов с кардиоваскулярным риском в течение трёх лет наблюдения более сильные, чем с общей смертностью. Установлено, что сочетания генотипов ТТ полиморфизма rs4291 и GG полиморфизма rs4343 гена ACE достоверно ассоциировались с трёхлетней общей смертностью как при ОКС с подъемом сегмента ST (р=0,02), так и при ОКС без подъема сегмента ST (p< 0,0001). Однако статистически значимая связь данных генотипов с кардиоваскулярной смертностью, а также с риском развития смерти/нефатального инфаркта миокард (ИМ) выявлена только при ОКС без подъема сегмента ST (ОКСбпST).

В общей группе больных ОКС установлено, что сочетание генотипов ТТ+GG полиморфизмов rs4291 и rs4343 гена ACE позволяет как при низком, так и при высоком риске по шкале GRACE идентифицировать пациентов с высокой частотой неблагоприятных исходов в течение 3-лет после выписки из стационара. Модификация шкалы GRACE внесением данных о полиморфизмах гена ACE позволяет существенно повысить её прогностические возможности. Так, совместное использование шкалы GRACE с полиморфизмами rs4291 и rs4343 гена ACE достоверно (p<0,0001) повышает её прогностические возможности в отношении «конечных точек». При этом у пациентов с ОКСбпST совместное использование шкалы GRACE с полиморфизмами rs4291 и rs4343 имеет больше преимуществ, чем у больных ОКС с подъёмом сегмента ST (ОКСпST).

Выполнена оценка прогностической значимости клинических, биохимических, генетических факторов и их ассоциаций для пациентов с ОКСбпST. Предикторами неблагоприятного прогноза явились: мультифокальный атеросклероз (МФА), снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) менее 60,3 мл/мин/1,73 м2, отсутствие визуализации коронарного русла и реваскуляризации миокарда на этапе индексной госпитализации (для годового прогноза), возраст старше 67 лет, постинфарктный кардиосклероз, фракция выброса левого желудочка менее 50% (для шестилетнего прогноза). Многофакторная модель неблагоприятного прогноза после ОКСбпST включает МФА, носительство рисковых генотипов полиморфных вариантов генов LTA и PON1 (rs1041981, rs854560, rs662).

Изучены особенности течения ИМ с подъемом сегмента ST и проведенным первичного чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ) у мужчин с общим и висцеральным ожирением в различных сочетаниях. Общее ожирение (ООж) оценивалось по индексу массы тела (ИМТ); висцеральное эпикардиальное ожирение (ЭО) по толщине эпикардиальной жировой ткани (тЭЖТ). ЭО считалось при увеличении тЭЖТ ≥ 7 мм. Изучались уровни адипокинов (адипонектина, грелина, свободного лептина), растворимых рецепторов к лептину (РРЛ), рассчитывался свободный лептиновый индекс как отношения свободного лептина к РРЛ, а также изучались уровни таких цитокинов как фактор некроза опухоли альфа, интерлейкин 6. Было выявлено, что в группах больных с ЭО, независимо от наличия или отсутствия ООж были выявлены большая тяжесть коронарного атеросклероза, чаще развивались жизнеопасные нарушения ритма в остром периоде ИМ, встречались альбуминурия, лептинорезистентность. При этом в группе с ООж, но без ЭО по сравнению с группой без ООЖ, но с наличием ЭО реже встречались атеросклероз 2-3-х и 3-х коронарных артерий, лептинорезистентность, альбуминурии. А значит, если бы в исследовании учитывалось только ООж по ИМТ, то эти результаты были бы прямым доказательством "парадокса ожирения". Наше исследование показало, что ожирение - крайне разнообразное состояние, и в зависимости от критериев, выбранных для сравнения групп пациентов с ожирением и без, можно получить совершенно разные сердечно-сосудистые риски и осложнения от классического представления о неблагоприятном влиянии ООж, до благоприятного с "парадоксом ожирения". Продолжается изучение особенностей годичных исходов в изучаемой группе больных в зависимости от типа ожирения.

Установлено, что у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) в дооперационный период (перед выполнением коронарного шунтирования (КШ)) с эхокардиографическими параметрами, характеризующими ремоделирование миокарда ассоциированы 17 генов, отвечающих за различные патофизиологические механизмы фиброзирования, воспаления и системного воспалительного ответа (гены ITGB5,  TIMP2, HTR3B, PARP4, APOA2, MTAP, CETP, CUX1, IFNL2, LIPC, DDX5, AQP2, CD79A, LOC101927143, MMP1, ELN). У пациентов с ИБС и отсутствием ИМ в анамнезе с эхокардиографическими параметрами миокарда в дооперационный период ассоциированы 11 генов (гены ITGB5,TIMP2, KIAA1462, ADAMDEC1, MTAP, CDKN2A, IFNL2, MMP9, ACSL1, CAMK2D, MMP3). У пациентов с осложненным течением ИБС и наличием ИМ в анамнезе с показателями ремоделирования миокарда ассоциировано 20 генов (ITGA4, NUP155, CDKN2BAS1, IFNGR1, KDR, TIMP2, ADAMDEC1, HTR3B, APOA2, MMP3(rs626750, rs679620),IGFBP7, IL28B, IFNL2, STXBP5L, TGFB1, ACSL1, LDLR, AQP2, CD79A,KRT19). Между общей группой пациентов и подгруппами, различающимися по тяжести течения заболевания, выявлены как общие, так и специфические гены. Так, к общим генам, показавшим ассоциации с эхокардиографическими параметрами ремоделирования миокарда в дооперационный период во всех подгруппах пациентов относятся: ген  интерферона лямбда 2 (IFNL2) и ген ингибитора металлопептидаз 2 (TIMP2). Специфическими генами являются: - для общей группы больных атеросклерозом - гены PARP4, CETP, CUX1, LIPC, DDX5, AQP2, CD79A, LOC101927143, MMP1, ELN; - для группы с неосложненным течение заболевания - KIAA1462, CDKN2A, MMP9, CAMK2D; - для больных с инфарктом миокарда - ITGA4, NUP155, CDKN2BAS1, IFNGR1, KDR, IGFBP7, IL28B, STXBP5L, TGFB1, LDLR, AQP2, CD79A, KRT19. В послеоперационный период (после КШ) в общей группе больных ИБС с послеоперационными эхокардиографическими параметрами  ассоциировано 9 генов, в подгруппе с неосложненным течением заболевания – 8 генов, у больных с осложненным течением – 11 генов. Общих генов для данного периода наблюдения выявлено не было. К специфическим генам относятся: - для общей группы - гены PARP4, CUX1, IGFBP7, LIPC, LOC101927143; - для группы с неосложненным течением заболевания - гены  IFNGR1, HTR3B, ACSL1, CD247; - для группы с ИМ - ITGA4, LIG1, KIAA1462, CETP, TGFB1, LDLR, CD79A, KRT19, MMP3. Таким образом, генетический профиль, определяющий  изменчивость эхокардиографических параметров миокарда изменяется в зависимости от тяжести течения атеросклероза (наличие/отсутствие ИМ в анамнезе) и полноценности кровоснабжения миокарда (до КШ и через 12 месяцев после операции) и является специфическим для осложненного и неосложненного течения заболевания в дооперационный и послеоперационный периоды

Выраженный кальциноз коронарных артерий у мужчин со стабильной ИБС, госпитализированных в стационар с целью проведения КШ, выявлен более чем в половине случаев (57,6%). В динамике через 3-5 лет частота выраженного коронарного кальциноза возрастает на 15% (р=0,09). Не выявлено связи между прогрессированием коронарной кальцификации и неблагоприятным прогнозом ИБС в послеоперационном периоде наблюдения. Выявлена отрицательная связь между прогрессированием кальцификации коронарных артерий и нарушением минеральной плотности бедренной кости. Определено, что имеется связь между коронарным кальцинозом и курением, а также снижением Т-критерия остеопении, характеризующего минеральную плотность костной ткани, определяемого по бедренной кости. В отдаленном периоде наблюдения установлена зависимость между тяжестью атеросклеротического поражения брахиоцефальных артерий и коронарным кальцином, при этом в дооперационном периоде наблюдения за пациентами с ИБС такой связи выявлено не было.

Проанализирована распространенность висцерального ожирения у пациентов с ИБС и без ИБС с использованием данных мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ) о площади и объема абдоминальной жировой ткани. Получены нормативные значения объема висцерального жирового депо. На основании результатов оценки феномена висцерального ожирения при определении площади висцерального жирового депо ожирение выявлено у 70,4% в группе с ИБС и у 43,8% в группе без ИБС (р=0,043). На основании объемной морфометрии висцеральное ожирение выявлено у 78,4% в группе пациентов с ИБС и у 56,25% в группе контроля (р=0,008). Таким образом, расчет объема висцеральной жировой ткани не уступает по диагностической ценности площади висцеральной жировой ткани в качестве метода определения висцерального ожирения и позволяет усилить диагностические возможности выявления группы кардиометаболического риска, связанного с ожирением.

Установлена высокая значимость комплексной оценки исходных параметров функции дыхания для госпитального прогноза сердечно-сосудистых, бронхо-легочных, а также сочетанных осложнений после КШ. В модель оценки риска кардиореспираторных осложнений из клинико-анамнестических характеристик определены - пол и возраст пациента, дооперационный функциональным классом стенокардии и хронической сердечной недостаточности, наличие в анамнезе постоянной формы фибрилляции предсердий, а также ХОБЛ, а с позиции риска развития сочетанных осложнений дополнительно прогностическую значимость демонстрируют наличие артериальной гипертензии, ранее перенесенного инсульта и дооперационный уровень фракции выброса левого желудочка. Отклонение параметров дыхания (форсированная и медленная жизненная емкость легких, объем форсированного выдоха за 1-ю секунду, внутригрудной и остаточный объемы, общая емкость легких и уровень диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану) от должных значений – ниже нижней границы или выше верхней границы – обусловливали неблагоприятный прогноз.

Проведена оценка основных параметров  респираторной функции легких у пациентов с изолированным сахарным диабетом (СД) 2-го типа, ИБС, а также при их сочетании. Выявлено, что параметры респираторной функции легких и уровень диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану у пациентов с ИБС как с наличием  СД, так и без него, были в пределах должных значений. Выявлено, что у пациентов с ИБС и СД показатели форсированной и медленной жизненной емкости легких, объема форсированного выдоха за 1-ю секунду, а также уровень диффузии были  значимо ниже в сравнении с соответствующими значениями пациентов с изолированной ИБС и не имели различий в сравнении с показателями пациентов с СД за исключением уровня диффузии. Установлены корреляционные связи ряда параметров дыхания с уровнем гликемии, маркерами воспаления, с показателями характеризующие дислипидемию и миокардиальную дисфункцию.

Проанализировано влияние различных схем преабилитации у пациентов патологией с ИБС в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) на развитие кардиореспираторных осложнений в периoперационном периоде КШ, проведенного в условиях искусственного кровообращения (ИК). Установлено, что наряду с проведением традиционных мер профилактики респираторных осложнений после КШ (тренировки дыхательных мышц, применения дыхательного тренажера) введение в предоперационную подготовку тиотропия/олодатерола в течение 2-х недель снижает риск кардиореспираторных осложнений и способствует меньшей редукции параметров дыхания в раннем послеоперационном периоде у пациентов с ИБС и ХОБЛ.

Изучена безопасность и эффективность включения физических тренировок в программу преабилитации при КШ. Показано, что использование физических тренировок в предоперационном периоде безопасно: не отмечено нарастания проявлений сердечной, коронарной недостаточности, нарушений ритма и проводимости. Доказано, что использование физических тренировок в предоперационном периоде КШ способствует улучшению показателей перфузии миокарда, оцененным с помощью однофотонно-эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ), в послеоперационном периоде. Показано снижение суммарного числа послеоперационных осложнений госпитального периода при использовании физических тренировок в предоперационном периоде. Выявлено, что пациенты, прошедшие активную преабилитацию в предоперационном периоде, имели лучшие показатели качества жизни, а также тенденцию к улучшению приверженности к медикаментозной терапии и отказу от курения.

Проведена оценка эффективности и безопасности раннего начала физических тренировок с индивидуальным подбором мощности нагрузки у пациентов после КШ в условиях ИК. Найдено, что раннее начало физических тренировок достоверно улучшает спирометрические показатели (пиковое потребление кислорода и анаэробный порог). Также короткий курс тренировок с индивидуальным подбором мощности способствует увеличению толерантности к физической нагрузки и снижению частоты сердечных сокращений в покое. Найдено, что ранее начало физических тренировок положительно влияет на психический компонент здоровья согласно данным опросника качества жизни SF-36. Доказано, что начало физических тренировок на 6ые сутки после КШ безопасно для пациента и не повышает риск развития осложнений ни со стороны послеоперационной раны, ни со стороны сердечно-сосудистой системы. Доказано и научно обосновано, что раннее включение физических тренировок с индивидуальным подбором мощности нагрузки в программу реабилитации после КШ является безопасным и эффективным способом повышения резервных способностей сердечно-сосудистой и легочной систем.

Определено, что низкий уровень невротичности у пациентов с ИБС на этапе подготовки к КШ приводит к формированию адаптивных вариантов внутренней картины болезни и выбору продуктивных стресс-преодолевающих моделей поведения, тогда как высокий дооперационный уровень невротичности приводит к рискам формирования дезадаптивных вариантов внутренней картины болезни и выбору непродуктивного стресс-преодолевающего поведения. Разработана и апробирована модель медико-психологического сопровождения пациентов, состоящая из методов когнитивно-поведенческой психотерапии: ведение дневника реабилитации; когнитивное переструктурирование; репетиция адаптивного поведения; систематическая десенсибилизация; использование метода психической саморегуляции - мышечной релаксация по Э. Джекобсону. Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что на фоне проводимого медико-психологического сопровождения в рамках когнитивно-поведенческого подхода у пациентов с ИБС происходит снижение уровня послеоперационного невротического состояния и формирование более осмысленного отношения к собственному здоровью.

Проведено исследование по выявлению предикторов церебральных осложнений у пациентов, подвергнутых операции КШ. Изучен нейропсихологический и морфологический статус головного мозга. Через 5 лет после КШ у подавляющего большинства пациентов в сравнении с предоперационным уровнем отмечено значимое снижение показателей ситуативной тревожности по шкале Спирбергера-Ханина, отмечена сохранность когнитивного статуса по скрининговым шкалам MMSE и Frontal Assessment Battery. По данным компьютерной томографии (КТ) достоверно неблагоприятным предиктором церебральных осложнений (ишемический инсульт, деменция, появление зон трансформации кистозной и рубцовой трансформации вещества мозга) в отдаленный период после КШ явился только симптом лейкоарайозиса при КТ (78% в группе с осложнениями против 31% в группе без осложнений, p=0,0455).

Изучена связь коммуникативных характеристик лечащего врача, оцененных пациентом, с приверженностью к лечению после КШ. Оказалось, что только в группе с демократичным стилем общения врача и пациента через полгода достоверно уменьшилось количество курящих пациентов (p=0,04), в группе с либеральным и авторитарным стилями общения отмечалась только тенденция к снижению. Показатель ИМТ в группе с либеральным и демократичным стилями общения врача и пациента через полгода стал достоверно ниже в сравнении с группой с авторитарным стилем (p=0,009, соответственно). В группе с демократичным стилем общения большее количество пациентов принимали 3-4-х-компонентную схему медикаментозной терапии в сравнении с группами с авторитарным и либеральным стилями общения (84 % и 60 %, р=0,02 и 84 % и 73 %, р=0,001, соответственно). Таким образом, пациенты, оценившие коммуникативные параметры врача как демократичную модель общения с ними были более привержены к соблюдению рекомендаций по контролю модифицируемых кардиоваскулярных факторов риска и приему лекарственных препаратов. Пациенты, которые оценили коммуникативные параметры врача ближе к авторитарной модели общения были наименее привержены к рекомендуемой терапии, а группа с либеральным стилем общения врача и пациента заняла промежуточное значение.

Проанализированы ранние когнитивные исходы у пациентов, перенесших симультанное вмешательство на коронарных и экстракраниальных артериях. Выявлено, что в раннем послеоперационном периоде наблюдения отмечалась отрицательная динамика когнитивных показателей в виде ухудшение нейродинамических показателей по сравнению с исходными дооперационными данными, тогда как изменения памяти и внимания были не значимыми. В раннем послеоперационном периоде ранняя послеоперационная когнитивная дисфункция развилась у 69 % пациентов.

Выявлена относительно высокая частота (в 20,7% случаев) встречаемости нестабильных бляшек в коронарных артериях у пациентов со стабильной ИБС, оцененных с помощью внутрисосудистого ультразвука.  12-месячное наблюдение продемонстрировало, что оптимальная медикаментозная терапия позволяет в большинстве случаев (58,3%) стабилизировать уязвимые коронарные бляшки и профилактировать острые коронарные события.

Проанализирована связь лодыжечно-плечевого индекса (ЛПИ) с когнитивными нарушениями у больных, перенесших ишемический инсульт (ИИ). Отмечено, что у пациентов, перенесших ИИ и имеющих патологический ЛПИ, при выписке, чаще выявлялись более выраженные изменения неврологического статуса, эти пациенты имели связь с более высокими значениями по шкале NIHSS, более грубым парезом нижних конечностей и более плохой функциональный исход по сравнению с пациентами с нормальным уровнем ЛПИ. Также отмечено, что при выписке у пациентов с патологическим ЛПИ, перенесших ИИ, была снижена концентрация внимания, память, а также нарушена плавность речи. Выявлено, что у пациентов, перенесших ИИ существует связь между патологическим значением ЛПИ, выраженностью неврологического дефицита и постинсультными когнитивными нарушениями (ПИКН). Оценка ЛПИ способна помочь в выявлении группы пациентов, перенесших ИИ, с повышенным риском развития ПИКН, требующих дополнительных усилий по их профилактике и коррекции.

Продолжено изучение особенностей радиологической семиотики венозного ишемического инсульта, разработаны и внедрены в клиническую практику алгоритмы нейровизуализации церебрального венозного и синустромбоза, очагов венозного ишемического инсульта в остром периоде. Описаны паттерны перфузионно-диффузионного несоответствия (PWI\DWI mismatch) при венозном инсульте, характеризующие очаговые изменения гемодинамики как доброкачественную гиперперфузию, застойную гиперемию с увеличением показателей перфузии (CBF, CBV, MTT) в пределах 27-30%, достоверно отличные от известных паттернов артериального повреждения.

Показано, что у больных с предрасположенностью к психологическому дистрессу (тип Д) выше кальциевый индекс (КИ), чем в контроле (689,3±53,7 и 546,5±47; p=0,048). По результатам многофакторного анализа независимыми предикторами умеренного и выраженного КИ оставались такие показатели как наличие ИБС – ОР 1,24 95% ДИ 1,01-1,53 (р=0,04), сахарного диабета – ОР 1,28; 95% ДИ 1,80-3,24 (р=0,02) и тип Д – ОР 1,49; 95% ДИ 2,01-2,29 (р=0,01). Через год после КШ прогрессирование некоронарного атеросклероза отмечается у 25,6% пациентов. Факторами, ассоциированными с прогрессированием атеросклероза, являлись наличие МФА, уровень общего холестерина (ОХС) и холестерина липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП). У пациентов с прогрессированием некоронарного атеросклероза через один год после КШ выявляется меньшая расчетная СКФ по формуле CKD-EPI, по сравнению с пациентами без усугубления поражения артерий. В отдаленном периоде КШ расчетные показатели почечной функции улучшаются независимо от наличия прогрессирования некоронарного атеросклероза, достоверное улучшение происходит у пациентов без прогрессирования. При оценке отдаленного прогноза после КШ отмечена сравнимая частота больших сердечно-сосудистых событий в группах с нарушениями углеводного обмена (НУО) – 14,2% среди пациентов с диабетом и 13,0% среди пациентов с предиабетом, в то время как среди пациентов без НУО она составила 6,3% (р=0,028 при сравнении групп с СД и без НУО). По результату регрессионного анализа СД 2 типа стал значимым фактором, ассоциированным с развитием отдаленных болезней сердечно-сосудистой системы (отношение шансов [ОШ] 3,307; 95% доверительный интервал [95%ДИ] 1,372-7,968; р=0,007). При добавлении предиабета в качестве потенциального предиктора неблагоприятного прогноза риск отдаленных болезней сердечно-сосудистой системы возрастал до 3,6 раз (ОШ 3,617; 95%ДИ 1,557-8,403; р=0,001)

Выявлено, что превышения уровня сывороточного уровня кальция и фосфора в 0,5-2 ммоль/л достаточно для формирования кальций-фосфатных бионов (КФБ) в крови человека. Показано, что больные терминальной хронической почечной недостаточностью и пациенты с ИБС обладают повышенной склонностью сыворотки крови к формированию КФБ по сравнению с условно здоровыми донорами крови. Продемонстрировано, что внутривенное введение КФБ нормолипидемическим крысам Wistar вызывает гипертрофию интимы и воспаление адвентиции как в предварительно поврежденных, так и в интактных аортах. При этом индуцированная КФБ неоинтима характеризуется признаками, схожими с таковыми у склонных к спонтанному развитию атеросклероза ApoE- или LDLR-нокаутных мышей и в атеросклеротических бляшках артерий человека: приобретением сосудистыми гладкомышечными клетками синтетического фенотипа, активным синтезом экстрацеллюлярного матрикса, массивной инфильтрацией макрофагами. Обнаружено, что при растворении в лизосомах КФБ инициируют гибель артериальных эндотелиальных клеток вследствие массивного выделения в цитоплазму опосредованно активирующих каспазы ионов кальция. При этом КФБ не вызывают специфичного молекулярного ответа по основным биохимическим сигнальным путям клеточной жизнедеятельности. Выявлена специфичность данных эффектов для КФБ, так как искусственно синтезированные в качестве группы сравнения магний-фосфатные бионы (МФБ), сходные с КФБ по всем характеристикам, кроме формулы основного составляющего химического соединения (магний фосфат гидрат у МФБ и гидроксиапатит у КФБ), не обладали токсичностью для эндотелия вследствие отсутствия выделения в цитоплазму ионов кальция при растворении в лизосомах. Кроме того, синтезированные при тяжелом перенасыщении среды ионами кальция и фосфора игольчатые КФБ имели значительно более высокую эндотелиотоксичность, чем синтезированные при умеренном перенасыщении сферические КФБ. Таким образом, доказано, что КФБ обладают существенной и специфичной токсичностью для эндотелия.

Произведена оценка динамики сывороточных концентраций ММР-3,-9, TIMP-1,-2 и их связи с инструментальными показателями ремоделирования миокарда у пациентов с приобретенными пороками сердца (ППС) после изолированного протезирования митрального клапана (МК). До операции у пациентов с ППС отмечались повышенные уровни ММР-9, коррелирующие с фракцией выброса левого желудочка и интегральным систолическим индексом ремоделирования. Через год после коррекции ППС произошло снижение концентрации ММР-9 в группе с недостаточностью МК на 18,54%, со стенозом - на 17,17% (р<0,05), более выраженное при значительном увеличении толерантности к физической нагрузке. У пациентов с изолированными митральными пороками активация MMP-9 тесно ассоциирована со структурным ремоделированием камер сердца и выраженностью изменений толерантности к физической нагрузке.

Профилирование ДНК по полиморфным сайтам генов CRELD1 (int, rs9878047; ex, rs3774207; ex, rs7318372) и GATA 6 (rs10454095) показало, что материнский гетерозиготный генотип C/T rs10454095 GATA6 проявляет протективные свойства (p=0,007; ОШ 95% ДИ = 0.46 (0.26-0.81)) в овердоминантной модели наследования в отношении формирования спорадических врожденных пороков сердца в последующем поколении. Обнаружено, что аллель HLA-G 3'UTR 14-bp ins в генотипе женщины ассоциирован с развитием шунтовых пороков сердца с перегрузкой левого желудочка у плода, а материнский аллель HLA-G 3'UTR 14-bp del – с устойчивостью к их формированию.

Проведено генотипирование образцов ДНК пациентов с инфекционным эндокардитом (ИЭ) по пяти полиморфным сайтам пяти генов, ассоциированных с предрасположенностью к тромбофилии (F2 rs1799963, F5 rs6025 и rs6027, F7 rs6046, ITGB3 rs5918). Статистически значимых связей, подтверждающих гипотезу о влиянии полиморфизма генов предрасположенности к ускоренному тромбообразованию в развитии ИЭ не определено (р≥0,05). Дополнительно проведено ассоциативное исследование зависимости между полиморфизмом пяти сайтов генов EDN1, SELE, SELP, SELPLG с рисками развития ИЭ и связью генотипов исследуемых сайтов с концентрацией соответствующих белков в крови. Определено, что рисковым эффектом обладает аллель Т (генотип G/T) rs5370 EDN1 по сверхдоминантному типу наследования (ОШ =1,58 (95%ДИ=1,05-2,35), р=0,027). В отношении генов цитокинового и острофазового ответа обнаружено, что генотип G/A rs1143634 IL1B ассоциирован со сниженным риском развития ИЭ (ОШ= 0,43, 95% ДИ = 0,26-0,71, p = 0,0016, сверхдоминантная модель наследования), генотип G/T rs3212227 IL12B связан с меньшей вероятностью возникновения ИЭ (ОШ = 0,57, 95% ДИ = 0,34-0,94, p = 0,0250, сверхдоминантная модель наследования), генотип A/G rs1130864 CRP также связан со сниженным риском развития ИЭ (ОШ = 0,54, 95% ДИ = 0,34-0,86, p = 0,0083, сверхдоминантная модель наследования). Напротив, генотип T/T rs1205 гена CRP ассоциирован с повышенной вероятностью возникновения ИЭ (ОШ = 2,42, 95% ДИ = 1,32-4,43, p = 0,0047, рецессивная модель наследования). Генотип A/G rs13290979 NOTCH1 и аллель G rs1801197 CALCR  ассоциированы со сниженным риском ИЭ (OR = 0,54, 95% ДИ=0,34-0,84, p =0,0062, доминантная модель наследования; ОШ = 0,56, 95% ДИ = 0,38-0,82, p = 0,0020, лог-аддитивная модель наследования соответственно). Иных ассоциаций не определено. Исследованы функциональные последствия четырех полиморфизмов, достигших статистической значимости (гены IL1B, IL12 и CRP). Выявлены ассоциации полиморфизма rs3212227 IL12B с повышенным уровнем интерлейкина-1β и интерлейкина-12 в плазме крови. Полученные данные свидетельствуют наличии генетических детерминант, обеспечивающих повышенную индивидуальную восприимчивость к микробной инвазии и развитию ИЭ.

Инвазивные технологии

102. Хирургия сердца и сосудов

На выборке из 108 пациентов, имеющих гемодинамически значимые стенозы коронарных и внутренних сонных артерий выполнено проспективное тестирование программной поддержки процесса принятия решения для выбора хирургической стратегии реваскуляризации при МФА в клинической практике. При сравнении совпадений расчетов автоматизированной системы с решениями о выбранной хирургической тактике в ретро- и проспективном режиме, отмечено некоторое возрастание процента совпадений (с 75% до 81%). Высокий процент совпадений между расчетами системы и выбором мультидисциплинарной команды как в ретро-, так и проспективном режиме может свидетельствовать об адекватной работе калькулятора, а увеличившаяся частота совпадений при проспективном тестировании системы, об определенном влиянии данных автоматизированной системы на процесс принятия решения. В проспективном исследовании у пациентов, имевших впоследствии те или иные значимые неблагоприятные кардиоваскулярные события, автоматизированная система полностью поддерживала решение команды в 13% случаев, в 71% калькулятором решение консилиума поддерживалось, но предлагалась альтернативная стратегия, сопряженная с аналогичным или меньшим риском, тогда как в 16% автоматизированная система предлагала иной сценарий лечения. В когорте больных, не имевших осложнений на протяжении периода наблюдения решения комиссии полностью совпадали с расчетами калькулятора в 10%, решение консилиума поддерживалось, но предлагалась альтернативная стратегия в 82%, в 8% предлагалась иная стратегия. Таким образом, при осложненном течении периода наблюдения, совпадение расчетов и решений отмечено только в 84% случаев, тогда как в отсутствии осложнений в 92%. Менее высокий процент совпадений в когорте пациентов с осложнениями по сравнению с пациентами без осложнений может свидетельствовать о существовании определенного потенциала автоматизированной системы поддержки принятия решения в снижении частоты неблагоприятных событий. Следует отметить значимое возрастание частоты выбора стратегий, обеспечивающих реваскуляризацию головного мозга и миокарда в течение госпитального периода при проспективном использовании автоматизированной системы поддержки принятия решения по сравнению со стандартным вариантом работы мультидисциплинарной команды (с 75% до 86,1%, р=0,04).

Получены данные о резидуальной ишемии миокарда по данным ОФЭКТ через 1 год после трех стратегий реваскуляризации (гибридная реваскуляризация миокарда, КШ  и стентирование). Выполнен анализ резидуальной ишемии как прогностического показателя развития крупных неблагоприятный сердечно-сосудистых событий. Анализ конечных точек не выявил достоверных различий между гибридной стратегией и стандартными методами реваскуляризации. Поэтому гибридная коронарная реваскуляризация может быть эффективной и безопасной опцией лечения у выборочной когорты пациентов.

Доказано, что применение внутрисосудистых методов визуализации (оптическая когерентная томография, фракционный резерв кровотока) позволяет оптимизировать результаты эндоваскулярного лечения и снизить затраты на профилактику неблагоприятных сердечно-сосудистых событий у больных ИБС. Использование внутрисосудистых технологий у больных с пограничными стенозами коронарных артерий позволяет уменьшить количество необоснованных стентирований при гемодинамической незначимости поражений. Кроме того, применение внутрисосудистой визуализации при ЧКВ у больных с многососудистым поражением коронарного русла позволяет снизить риск неблагоприятных исходов в послеоперационном периоде. Дополнительные внутрисосудистые исследования увеличивают стоимость ЧКВ во время первого этапа реваскуляризации миокарда, но в тоже время позволяют снизить затраты на лечение больного в целом, уменьшая «стоимость болезни». Это достигается за счет снижения потребности пациента в повторных госпитализациях и повторных вмешательствах.

Получены данные об эффективности и безопасности проведения сеансов химической ангиопластики у больных с субарахноидальным кровоизлиянием после операции клипирования аневризмы сосудов головного мозга. Продемонстрировано недостоверное снижение как пиковых скоростей по внутримозговых сосудам, так и снижение индекса Линдегарда после проведения химической ангиопластики. Клинически это сопровождалось отсутствием неврологического дефицита у 60% больных при выписке из стационара.

Получены первые непосредственные результаты тромбоэкстракции при ишемическом инсульте (ИИ). В 80% случаев достигнуто восстановление кровотока по внутримозговым сосудам на уровне TICI III. На момент выписки отмечается положительная динамика в неврологическом статусе, со степенью инвалидизации по модифицированной шкале Рэнкина в 3 балла. Тем не менее, целевых уровней степени инвалидизации (Рэнкин 0-2 балла)  после острого нарушения коронарного кровообращения (ОНМК) на момент выписки достигнуто не было. Необходима отдаленная (в течение 3 месяцев) оценка модифицированной шкалы Рэнкина после тромбоэкстракции при ишемическом ОНМК

Получены новые научные данные о ближайших и отдаленных результатах стентирования с имплантацией биодеградируемого сосудистого каркаса «Absorb» в лечении больных со стабильной формой ИБС при монопоражении передней нисходящей артерии (ПНА). Средний возраст выборки (n=87) составил 61,7±8,8 лет, 64,6% (n=56) были мужчины. Фракция выброса левого желудочка составила 61,3±6,6%. Среднее значение стеноза ПНА составило 80,4±9,5%, SYNTAX Score – 7,46±2,12 баллов, длина стентированного сегмента – 19,3±5,3 мм при среднем диаметре устройств – 3,2±0,3 мм. К 12 месяцам наблюдения частота первичной конечной точки составила – 3,45%, ИМ целевого сосуда – 3,45% и реваскуляризации целевого сосуда – 2,3%. Частота MACE составила 6,9% включая все случаи смерти (1,14%), ИМ (5,7%), повторной реваскуляризации (4,6%) и тромбоза устройств (2,3%). ЧКВ с имплантацией биодеградируемого сосудистого каркаса в группе пациентов с изолированным поражением ПНА демонстрируют удовлетворительные результаты на протяжении 12 месяцев наблюдения. Установлено, что, невзирая на соблюдение рекомендации по имплантации биодеградируемого сосудистого каркаса «Absorb», сохраняется высокая вероятность тромбоза устройств в рафинированной группе пациентов. Учитывая полученные удовлетворительные результаты, обе методики могут являться стратегиями выбора при изолированном поражении ПНА после персонифицированного отбора мульти-дисциплинарной командой.

Проведено исследование, сравнивающее отдаленные результаты у пациентов, перенесших транскатетерную имплантацию аортального клапана (ТИАК) и хирургическое протезирование аортального клапана (АК) в группе больных низкого хирургического риска. В годовом периоде наблюдения выявляется явная тенденция большей эффективности ТИАК процедуры по сравнению с протезированием АК. Это отражается в смертности и частоте достижения комбинированной конечной точки (инсульт, инфаркт, смерть, повторная реваскуляризация, значимые кровотечения).

Изучена и внедрена методика стентирования выводного отдела правого желудочка (ВОПЖ)  голометаллическим стентом у маловесных детей при тетраде Фалло (ТФ). Впервые выполнена радикальная коррекция при ТФ у детей с ранее имплантированным стентом в выводной отдел ПЖ, как результат клинического наблюдения за развитием малого круга кровообращения и размеров левого желудочка.

Произведена оценка количественных показателей, характеризующих функцию ксеногенных протезов различных поколений («Перикор», «Кемкор» или «Юнилайн») при изолированных митральных пороках в раннем послеоперационном и средне-отдаленном периодах наблюдения, а также оценке динамики течения обратного ремоделирования в зависимости от исходной морфологии поражения МК. Установлено соответствие гемодинамических характеристик имплантируемых устройств, позволяющее обеспечить регресс клинической симптоматики, как непосредственно после операции, так и в течение периода наблюдения. На основе данных эхокардиографии (ЭХО-КГ), отмечено, что использование ксеноаортальных протезов «Кемкор» или «Перикор» при митральном стенозе не приводит к ожидаемому увеличению размеров и объемов левого желудочка (ЛЖ). Вместе с тем, применение ксеноперикардиальных клапанов «Юнилайн», по мере нормализации диастолического заполнения ЛЖ. сопровождается значимым повышением линейных и объемных показателей в обе фазы сердечного цикла. При изолированном пороке аортального клапана имплантация механического протеза у пациентов до 50 лет обеспечивает высокие показатели физического компонента здоровья. При изолированном пороке МК применение биопротезов обеспечивает более высокие показатели качества жизни, а также способствует сокращению сроков восстановительного периода и более быстрому улучшению показателей качества жизни у пациентов с пороком как аортального, так и митрального клапана. Это обусловлено ремоделированием левых отделов сердца после вмешательства за счет «физиологических» параметров гемодинамики на биопротезе, а также за счет отсутствия нарушений ритма в случае коррекции митрального порока

В результате изучения генеза синкопальных состояний неясной этиологии у подростков с помощью имплантируемых мониторов ЭКГ из 13 (30,2%) фрагментов ЭКГ, записанных во время полной потери сознания, в 10 (76,9%) случаях были выявлены нарушения ритма и проводимости сердца, которые могли служить их причиной: фибрилляция предсердий (ФП) с широкими комплексами QRS – 2 (20%) случая, брадикардия – 5 (50%) случая, асистолия – 2 (20%) случая (в обоих случаях вследствие преходящей АВ блокады II-III степени), устойчивая быстрая ЖТ – 1 (10%) случай. Из 18 фрагментов ЭКГ, записанных во время пресинкопальных (головокружение, слабость) состояний, лишь в 10 (55,6%) случаях были зарегистрированы аритмии: брадикардия – у 1 (10%) пациента – брадикардия, у 3 (30%) – пароксизмальная синусовая тахикардия, у 1 (10%) – неустойчивая ФП с узкими комплексами QRS, у 3 (30%) – пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия, у 2 (20%) – непароксизмальная синусовая тахикардия. Из 12 фрагментов ЭКГ, записанных во время перебоев в работе сердца или учащенного сердцебиения, лишь в 5 (41,7%) случаях были зарегистрированы аритмии. В 4 (80%) случаях это была редкая экстрасистолия, в одном (20%) – непароксизмальная синусовая тахикардия. Из 29 автоматически записанных (бессимптомных) фрагментов ЭКГ в 4 (13,8%) случаях была зарегистрирована неустойчивая, в том числе многократно рецидивирующая, ФП с узкими комплексами QRS, в 14 (48,3%) – брадикардия, в 7 (24,1%) – паузы (синус-аррест), в 4 (13,8%) – неустойчивые эпизоды «медленной» ЖТ.

Выявлено, что трехмерное ультразвуковое картирование является надежным визуализирующим методом для выполнения антральной изоляции легочных вен (ЛВ). Использование внутрисердечного эхокардиографического контроля при выполнении аблации кавотрикуспидального истмусапозволяет в режиме реального времени оценивать индивидуальные особенности анатомии, которые в большинстве случаев влияют на хирургическую тактику и первичную эффективность процедуры. В сравнении с флюороскопическим контролем использование внутрисердечной эхокардиографии приводит к уменьшению продолжительности процедуры, радиочастотного воздействия, длительности флюороскопии и общей дозы поглощенного ионизирующего излучения. В сравнении с навигационным контролем использование внутрисердечной эхокардиографии укорачивает процедуру, время радиочастотного воздействия и картирования. При этом необходимость создания дополнительного венозного доступа для проведения ультразвукового катетера не ухудшает уровня субъективного комфорта процедуры для пациента.

Выявлено, что на настоящий момент нет убедительной доказательной базы, определяющей четко электрофизиологические критерии и сроки имплантации постоянного электрокардиостимулятора у пациентов, перенесших ОКС. В настоящее время не разработана модель прогнозирования необходимости и целесообразности ранней имплантации постоянного водителя ритма у пациентов с брадиаритмиями, развившимися при острой коронарной патологии. Является актуальным научное обоснование необходимости ранней имплантации электрокардиостимулятора или ее отсутствия при ОКС, основанное на данных исследований более высокой степени доказанности, чем мнение экспертов. Необходимо соотнести распространенность и структуру нарушений проводимости при остром коронарном синдроме, оценить эффективность ранней реваскуляризации на клиническое течение брадиаритмий, а также показания к ранней постоянной электрокардиостимуляции в соответствии с традиционными показаниями, наконец, оценить целесообразность имплантации постоянного водителя ритма в поздние сроки после острого коронарного события, на основании чего возможно разработать модель прогнозирования ранней имплантации электрокардиостимулятора при острой коронарной патологии и прежде всего у больных с ИМ.

Установлено, что вне зависимости от выбора дизайна антральной аблации ФП (аблация вегетативных ганглионарных сплетений, антральная изоляция ЛВ, расширенная антральная изоляция ЛВ) или использованной для этого энергии (радиочастотная или криоаблация) после процедуры происходят стереотипные изменения автономной иннервации сердца, заключающиеся в изменении показателей вариабельности ритма сердца, включающие в себя как снижение симпатических, так и парасимпатических влияний на сердечный ритм.

При анализе эффективности и безопасности применения катетерной антральной изоляции ЛВ с применением криобаллонов второго поколения в сравнении с баллонами первого поколения и радиочастотной аблации (РЧА) в ближайшем послеоперационном периоде установлено, что применение криобаллонов второй генерации сокращает длительность левопредсердного этапа вмешательства и время флюороскопии. Несмотря на более агрессивные параметры воздействия при применении второй генерации баллонов, профиль безопасности изучаемых технологий сопоставим. Развитие пареза диафрагмального нерва в обеих группах криоаблации ассоциировано с бо́льшими размерами устьев правой верхней легочной вены, а также более низкими значениями пиковых температур.

109. Анестезиология и  реаниматология

Произведен анализ данных, позволяющих предположить успешную реализацию кардипротективного эффекта при использовании левосимендана и экзогенного фосфокреатина. Фармакохолодовая кардиоплегическая ишемия изолированного сердца крысы, равная 240 минутам, вызвала тяжелые нарушения внутриклеточных процессов, в частности, митохондриальных. Фармакологическая поддержка левосименданом и экзогенным фосфокреатином в дозах 0,014 нг и 5,7 нг на 2 ± 0,2 г массы, соответственно, оказала на ишемизированный миокард не весь перечень эффектов, которые были получены при иных видах экспериментальной ишемии и реперфузии. Так как левосимендан и экзогенный фосфокреатин способствовали постишемическому восстановлению физиологических показателей, стабилизации клеточной мембраны и сократительного комплекса ишемизированного миокарда, у данных препаратов можно предположить наличие посткондиционирующего эффекта при выбранной схеме экспериментальной ишемии и реперфузии. Однако нарушения внутриклеточного метаболизма требуют пересмотреть выбор концентрации препаратов. С большей вероятностью можно говорить, что доза фосфокреатина в перфузионном растворе должна быть еще выше, так как его недостатком является быстрое дефосфорилирование и распад, как в кровотоке, так и тканях. Другим вариантом усиления действия левосимендана и фосфокреатина может стать их комбинация с антиоксидантном, который смог бы нивелировать эффект реактивных форм кислорода.

Разработан алгоритм защиты миокарда от ишемических и реперфузионных повреждений на основании данных лазерной доплерфлоуметрии и индуцированной флуоресценции. В эксперименте на изолированном сердце крысы показана эффективность кардиопротекторного воздействия фосфокреатина, что подтверждалось сильной обратной корреляционной связью (r=-0,83) между коэффициентом флуоресценции НАДН и уровнем общей концентрации органических перекисей на 10 мин реперфузии: в отсутствие дефицита энергии с увеличением сдвига НАД/НАДН в правую сторону уровень продуктов оксидативного стресса снизился. Начат набор клинического материала по применению индуцированной флоуресценции у больных, оперируемых в условиях искусственного кровообращения и кардиоплегии с целью оценки эффективности различных кардиоплегических растворов.

Доказано, что даже в условиях неосложненного периода после операций на сердце, выполненных в условиях ИК, в ближайшие сутки имеет место увеличение популяции моноцитарных супрессорных клеток миелоидного происхождения (mon-MDSC), в среднем уровень в ближайшие сутки после операции был достоверно выше дооперационного в 2-2,5 раза, аналогичная динамика наблюдалась и в отношении динамики гранулоцитарных супрессорных клеток миелоидного происхождения (g-MDSC). Уровни клеток в обеих популяциях нормализовался на третьи сутки. Следовательно, уже в условиях неосложненного периода у пациента формируется так называемый иммуносупрессорный фенотип. У пациентов с осложненным течением послеоперационного периода (полиорганная недостаточность) на третьи сутки в условиях отсутствия клиники сепсиса и инфекционного системного воспалительного ответа уровень mon-MDSC не снижался по сравнению с показателем первых суток и сохранялся таковым вплоть до седьмых суток наблюдения, что на фоне увеличения концентрации противовоспалительного интерлейкина 10 свидетельствовало о персистировании иммуносупрессорного компонента системного воспаления и реакции иммунитета.

В рамках клинической апробации алгоритма дифференцированного выбора методов экстракорпорального очищения крови проведен сравнительный анализ эффективности способов интраоперационной модуляции системного воспалительного ответа. Установлено, что использование во время искусственного кровообращения оксигенаторов с лейкофильтром «Remowell», гемодиафильтров на основе полиметилметакрилата и сорбционной колонки «Cytosorb» в одинаковой степени способствует уменьшению выраженности системного воспалительного ответа в послеоперационном периоде. Однако наилучшие результаты с позиции динамики цитокинов, возможности интраоперационного контроля жидкостного баланса и финансовых затрат достигаются путем применения гемодиафильтров на основе полиметилметакрилата.

С учетом выявленной разной клинико-лабораторной эффективности колонок для гемоперфузии в отношении купирования системного воспалительного ответа, в условиях эксперимента с использованием бычьей сыворотки и стандартных разведений эндотоксина определена сорбционная емкость по эндотоксину пяти устройств для его экстракорпорального удаления, зарегистрированных на территории Российской Федерации (Десепта-ЛПС, Тореймиксин, Токсипак, Оксирис, Альтеко-адсорбер). Установлено, что наиболее стабильные и значимые результаты при измерении концентрации липополисахарида продемонстрировала сорбционная колонка «Тореймиксин» с CV менее 10% в четырех измерениях и снижением концентрации более чем на 70%. Это в совокупности с клинико-лабораторными результатами дает основания предполагать о его более высокой селективности и сорбционной емкости, вероятно, обусловленными специфическим механизмом действия – полимиксиновой сорбцией. Это делает предпочтительным применение данного устройства у пациентов с системным воспалительным ответом и развивающейся полиорганной недостаточностью после кардиохирургических операций в условиях ИК.

111. Разработка материалов, изделий, инструментария, приборов медицинского назначения для хирургии

На модели мелких лабораторных животных в ходе долгосрочной имплантации изучены особенности формирования новообразованной сосудистой ткани и процессов кальцификации на примере биодеградируемых сосудистых графтов из полигидроксибутирата/валерата (PHBV) и поликапролактона (PCL) диаметром 1,5 мм с инкорпорированными сосудистым эндотелиальным фактором роста (VEGF), основным фактором роста фибробластов (bFGF) и хемоаттрактантной молекулой SDF-1a. Сбалансированность влияния VEGF, bFGF и SDF-1a (GF mix) на ремоделирование сосудистой ткани in situ подтверждено проходимостью 93,3% биодеградируемых сосудистых графтов PHBV/PCL/GF mix через 12 месяцев имплантации в сосудистое русло. При этом отсутствовали признаки неспецифического воспаления, выявлена качественная эндотелизация внутренней поверхности графтов, снижение распространенности и выраженности кальцификации стенки графтов. Однако результаты имплантации биодеградируемых сосудистых протезов малого диаметра с ростовыми факторами и хемоаттрактантными молекулами крупным лабораторным животным (овцы) продемонстрировали недостаточные тромборезистентные свойства поверхности данных графтов. По результатам 6- и 12- месячной имплантации тромбоз графтов выявлен в большинстве случаев. Вследствие высокопористой поверхности графтов произошла непрогнозируемо высокая агрегация тромбоцитов к внутренней поверхности протезов. С целью повышения тромборезистентности поверхности биодеградируемых сосудистых протезов малого диаметра с ростовыми факторами и хемоаттрактантными молекулами был разработан метод дополнительного модифицирования поверхности данных графтов антиагрегантами и антикоагулянтами. Эффективность метода оценена in vitro. Доказано, что дополнительное модифицирование поверхности сосудистых графтов вышеуказанными лекарственными препаратами значимо снизила адгезию, агрегацию и активацию тромбоцитов.

Выполнено экспериментальное исследование функциональных свойств полимера группы SIBS (поли(стирол-блок-полиизобутилен-блок-стирол) с позиции оценки его перспективного использования в составе створчатого аппарата полимерного протеза клапана сердца. Разработана технология синтеза и получен модельный биостабильный полимер группы SIBS с молекулярной массой 33 000 и узким, монодисперстным молекулярно-массовым распределением (Mw/Mn = 1,3). При сравнении свойств гемосовместимости SIBS не уступал ePTFE (расширенный политетрафторэтилен), используемый в настоящее время в клинической практике протезирования клапанов сердца. Максимум агрегации тромбоцитов до контакта с образццами составил 8,60%, после контакта с  полимером SIBS – 18,11%, еPTFE – 22,74%. Пролиферация клеток на поверхности SIBS оказалась значимо выше (62,04%) по сравнению с ePTFE (0,10 %) и культуральным пластиком, используемым в качестве положительного контроля (44,00 %). Результаты подкожной имплантации крысам (60 дней) показали формирование плотных соединительнотканных капсул сопоставимых величин (SIBS и ePTFE), что свидетельствует о высокой биосовместимости полимера SIBS. Показатели механической прочности SIBS превышали показатели физиологических нагрузок и находились в интервале механических свойств между ксеноперикардом и ePTFE, что подтверждает перспективность использования данного полимера для разработки протезов клапана сердца.

Исследование сосудистых протезов ксеногенного происхождения на основе внутренней грудной артерии крупного рогатого скота с позиции упруго-деформативных характеристик и вариантов их улучшения продемонстрировало перспективность нанесения на их поверхность армирования термоэкструзионным методом. Численное моделирование методом конечных элементов механических свойств, повышающих изотропность отклика в ответ на одноосное растяжение позволило разработать оптимальные методы упрочнения сосудистой стенки с позиции радиальной и изгибной жесткости. Показано, что армирование двойной спиралью в совокупности со значимой толщиной (0,3-0,5 мм) и плотностью (2-4 мм) намотки, способны поддерживать достаточный уровень проходного отверстия даже при перегибе на критический угол 90 градусов, что свидетельствует о перспективности предложенного подхода в отношении протезирования  инфраингвинальных артерий.

Изучение закономерностей и механизмов влияния окружающей и производственной среды (климато-географические, территориальные, экологические, антропогенные, производственные факторы) и условий жизнедеятельности на состояние здоровья и качество жизни населения России и разработка основ государственной политики в целях профилактики, сохранения и укрепления здоровья населения

116. Проблемы организации здравоохранения и медицинской науки

По данным выборочного исследования популяции Кемеровской области продолжено углубленное изучение распространенности и влияния поведенческих факторов риска на сердечно-сосудистое здоровье. Показано, что сочетание курения и употребления алкоголя проявляется влиянием на риск ИБС. Вне зависимости от факта курения, у лиц, чрезмерно употребляющих алкоголь, отмечается высокая вероятность ИБС. В то же время, наиболее высокие риски ИБС (значение отношения шансов составляет 9,05) регистрируются у лиц курящих и не употребляющих алкоголь. Проведено аналитическое изучение литературных данных по особенностям влияния питания и физической активности на сердечно-сосудистое здоровье, с выделением характеристик, формирующих высокий сердечно-сосудистый риск в российской популяции.

Проведена оценка 4-летнего проспективного периода наблюдения выборки популяции Кемеровской области. Из оцениваемых факторов сердечно-сосудистого риска выявлено статистически значимое влияние на вероятность развития сердечно-сосудистых событий (комбинированная конечная точка по классу болезней системы кровообращения (БСК): смерть + госпитализация + операция на коронарных/каротидных сосудах) возраста, принадлежности к мужскому полу и наличие депрессии. По факту наличия ИМ в анамнезе, отсутствия семьи и сниженному качеству жизни наблюдались тенденции, приближающиеся к статистически значимым.

Смоделировано и проведено изучение влияния социально-экономических особенностей регионов Российской Федерации на сердечно-сосудистую смертность населения. Полученные математические модели на 40-75% объясняют разброс региональных показателей смертности от социально-экономических характеристик регионов. Доля вклада возрастного фактора в региональные различия смертности достигает по разным классам сердечно-сосудистой смертности 13-35%. Кроме того, в трудоспособном возрасте стабильным предиктором сердечно-сосудистой смертности является среднедушевое потребление крепких алкогольных напитков (водка и ликеры), с вкладом от 5-7% в региональные различия. Прочие социально-экономические показатели демонстрируют статистически значимую связь лишь по отдельным показателям смертности, что позволяет говорить о предполагаемых причинно-следственных связях.

По результатам выборочных исследований и данных профессиональных осмотров проведен комплексный анализ «бремени» факторов риска ИБС у работающего населения Кемеровской области. Показано, что работающие, как наиболее трудо- и работоспособная часть населения характеризуются низкой суммарной нагрузкой факторами риска ИБС по сравнению с общей популяцией. После 50 лет данные различия увеличиваются, что свидетельствует о том, что с возрастом ухудшение состояния здоровья стимулирует индивида к прекращению трудовой деятельности, а продолжают работать наиболее здоровые индивиды. Самые низкие показатели нагрузки факторами риска ИБС отмечаются у шахтеров, средние – у работников преимущественно умственного труда, максимальные – у работников преимущественно физического труда. По разработанной ранее программе проспективного этапа исследования влияния особенностей трудовой деятельности на распространенность факторов риска и БСК работников двух угольных шахт Кемеровской области получены первые результаты, позволяющие комплексно оценивать риски развития артериальной гипертензии (АГ) у работающего населения.

Проведена оценка сочетанного влияния факторов сердечно-сосудистого риска и генетических маркеров на развитие АГ у населения Горной Шории с учетом этнической принадлежности. В когорте шорцев оптимальная модель зависимости данного заболевания от клинических факторов и полиморфизмов генов-кандидатов, по соотношению чувствительности и специфичности, включала в себя факторы «возраст» и «генотип D/D гена АСЕ»; в когорте некоренной национальности – «возраст» и «повышенный уровень ОХС». У жителей Горной Шории анализ комплексных связей клинических и генетических факторов с АГ продемонстрировал их сопоставимую значимость среди коренного населения и преимущественную значимость негенетических факторов среди некоренного населения.

На примере малочисленной популяции Горной Шории продолжено определение генетических критериев структурно-функциональных изменений сердца, что позволило на ранних этапах выявлять гипертрофию миокарда левого желудочка у пациентов с АГ. Из изучаемых генов-кандидатов белков ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (АСЕ, АGT и AGTR1) с данным органным поражением ассоциировался полиморфизм гена АСЕ. Риск развития повышенной массы миокарда левого желудочка повышался почти в 10 раз у носителей гомозиготного генотипа D/D (по кодоминантному типу наследования) в когорте некоренного этноса и в 5 раз – у носителей гетерозиготного генотипа I/D в когорте мужчин-шорцев. Кроме этого, выявили повышение отношения шансов развития гипертрофии миокарда левого желудочка у носителей гетерозиготного генотипа С/Т гена MTHFR(ОШ=2,90), а при введении поправок на возраст, пол и наличие ожирения взаимосвязь данного гена с повышенной массой миокарда левого желудочка установлена по лог-аддитивному типу наследования. У представителей некоренного населения с указанным органным поражением взаимосвязан минорный генотип 4а/4а гена NOS3 (ОШ=2,36).

В эпидемиологическом исследовании в Горной Шории продолжено углубленное изучение распространенности субклинического изменения крупных артерий (сонных артерий), показан вклад в этот процесс полиморфизмов генов-кандидатов АГ. В когорте шорцев риск развития увеличенной толщины комплекса интима-медиа повышался в 3 раза у носителей гетерозиготного генотипа Т/С гена AGT по сверхдоминантному типу наследования, в когорте некоренного этноса взаимосвязь данного гена с субклиническим поражением каротидных артерий установлена по лог-аддитивному типу наследования. Отношение шансов развития атеросклероза сонных артерий в коренной этнической группе у носителей генотипа С/Т гена MTHFR составило 10,06. И при введении поправок на пол, возраст и наличие дислипидемии данная ассоциация сохранялась по сверхдоминантному типу наследования. При этом рисковый эффект гетерозиготного носительства С/Т был связан с половой и возрастной принадлежностями.

Поведена оценка комплексного влияния клинических и генетических факторов на развитие атеросклероза каротидных артерий у населения Горной Шории. Нами продемонстрирована преимущественную значимость факторов сердечно-сосудистого риска (возраст) и длительности анамнеза АГ (более 10 лет). Генетический фактор вносил меньший вклад в формирование увеличенной толщины комплекса интима-медиа (полиморфизм rs699 гена AGT в обеих этнических группах и полиморфизм rs1801133 гена MTHFR среди шорцев).

В систему управления медицинской деятельностью внедрены новая модель организации контроля качества медицинской помощи (ККМП), основанные на базовых принципах международных стандартов серии ИСО 9001, процессном и системном подходах. Организована деятельность рабочих групп по 12 направлениям системы контроля КМП. Управление знаниями при организации ККМП осуществляется через непрерывную деятельность по стандартизации медицинской помощи. В частности, разработано более 40 стандартных операционных процедур по выполнению врачебных и сестринских манипуляций и обеспечению безопасности больничной среды; регламенты, позволяющие свести к минимуму нарушения, выявляемые при проведении экспертного контроля страховыми медицинскими организациями (уровень дефектов ниже, чем в иных медицинских организациях).

Апробирована методика оценки влияния факторов труда на результативность труда персонала. По пятибалльной шкале рейтинг факторов: от 2,72 балла (социальная политика) до 4,28 балла (содержание труда), среднее значение по всем факторам - 3,64 балла. Для 28,3% персонала основной мотив труда - материально-финансовый,  для 21,5% - социальные потребности, для 21,4%  индивидуальное развитие. Полученные результаты были приняты во внимание при формировании мотивационной среды в учреждении.

Обобщен опыт управления знаниями на основе международного стандарта качества в научно-медицинском учреждении. Акцент организации на управлении знаниями позволяет их идентифицировать, накапливать и эффективно использовать в целях повышения результативности, гибкости и адаптивности учреждения. В основе менеджмента знаний должна быть информатизация, а среди важнейших методов управления следует выделить: обучение персонала, наставничество и принцип проектного планирования. Менеджмент знаний обеспечивает сохранение интеллектуального капитала научно-медицинской организации, усиливая тем самым конкурентные преимущества.

Создана информационная система «регистр врожденных пороков сердца (ВПС)» для учета роли экологических, социальных, клинических, генетических и иммунологических факторов в риске формирования гемодинамически значимых ВПС в Кемеровской области. Внедрена новая медицинская технология иммуно-генетического тестирования семейных пар для прегравидарного прогнозирования риска формирования ВПС. Создана карта динамического наблюдения пациента с ВПС после кардиохирургического вмешательства.

Главная О НИИ Пациентам Наука Отделения и центры Коллегам Образование Связаться с нами