Cеминар «Нежелательные события, внутренний контроль качества и модели управления в медицинской организации»

Новости 06.06.2023 г.

 

 

 

На базе НИ КПССЗ состоялся трехдневный семинар «Нежелательные события, внутренний контроль качества и модели управления в медицинской организации».

Экспертами выступили Галина Владимировна Артамонова, заместитель директора НИИ КПССЗ по научной работе, заведующая отделом оптимизации медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, доктор медицинских наук, профессор и представители ООО «Международный инновационный консалтинг» — директор компании Евгений Геннадьевич Князев и руководитель проектов, член экспертного совета по качеству комитета Государственной Думы РФ по здравоохранению Радомир Бошкович.

Образовательной целью мероприятия стало внедрение современных управленческих технологий улучшения деятельности медицинских организаций в практику специалистов в области организации здравоохранения.     

В последние годы много говорят о том, что необходимо сменить управленческую парадигму: уход от административных подходов к процессному и проектному управлению.

Однако такой переход требует понимания фундаментальных основ управленческой науки, эволюции моделей и систем. Какие модели управления существуют? Политика в области качества, стратегические цели, анализ высшего руководства – с чего начать организации, имеющей своей целью улучшение и развитие?

Ответы на эти и другие актуальные вопросы, а также новые знания и компетенции получили руководители и сотрудники медицинских организаций Кузбасса. Всего в семинаре приняли участие порядка 100 человек.

В ходе мероприятия обсуждены современные подходы к профилактике нежелательных событий в практику клинической медицины для обеспечения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Говоря о нежелательных событиях в здравоохранении, необходимо с вопроса «Кто виноват?» перейти на вопрос «Что произошло?», считают эксперты.  Применяя рискоориентированный подход, защищать своих пациентов и себя. 
            «Два механизма, которые в России пока чаще всего применяются для профилактики и коррекции неблагоприятных событий, это контроль и наказание. Оба репрессивные. Другие механизмы, давно отработанные в других странах, и в России в том числе, почти не используются. При этом, медицинские организации не видят какую пользу им может принести внедрение стандартов и системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Десятилетия имитации внутреннего контроля «для проверяющих» привели к тому, что многие коллеги считают, будто в новых требованиях к организации и проведению внутреннего контроля помимо увеличения количества требуемых при проверках документов, нет никакого иного содержания. Несмотря на эти отрицательные моменты, внедрение системы внутреннего контроля полезно, если к этому подойти правильно», — рассказал Евгений Князев.

Не контроль, а управление. Не проверка, а аудит. Не требования, а мероприятия внутреннего контроля. Чтобы быть эффективными в современных условиях, нужно прогрессивно мыслить, определяя не просто, как это работает, но и что же составляет основу философии качества.

«Начать необходимо с формирования системного мышления. Желание идти по пути постоянных улучшений, стремление к этому — главное в этом процессе. Первична мысль, а за ней должно пойти действие, как бы тяжело ни было вначале.  По сути, вся деятельность учреждения — построение системы менеджмента качества Организация должна быть окупаемой и саморегулируемой. И прежде всего необходимо определиться с системой управления. У нас система менеджмента качества — это часть системы управления. И мы с удовлетворением отмечаем, что растет вовлеченность сотрудников в процессы совершенствования деятельности учреждения, — отметила Галина Артамонова.

Галина Владимировна рассказала об опыте НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний в реализации интегрированной системы менеджмента качества. НИИ КПССЗ – лауреат Премии правительства в области качества 2019 за достижение выдающихся результатов в области качества продукции и услуг и внедрении высокоэффективных методов менеджмента качества, разработку медицинских изделий, новых медицинских технологий лечения, диагностики и профилактики.

 Подходы, формирующие эффективную СМК это — выстраивание культуры потребления, снижение потерь материальных ценностей, контролируемая трата в подразделениях,

определение управленческих компетенций и кадрового резерва. Проводится регистрация и анализ нежелательных событий в клинике, кроме того, с 2022 года стали регистрировать и немедицинские нежелательные события, которые могут оказывать негативное влияние на деятельность в целом. Проводятся социологические исследования как способ обратной связи с сотрудниками по актуальным вопросам улучшений. В учреждении создан Совет по качеству при директоре, функционирует отдел качества. Одно из новшеств — организация проектного офиса для детального анализа процессов и выработки тактических мер их регулирования. 

В ходе реализации проекта внедрения внутреннего контроля постепенно меняется климат в организации, она становится ориентированной на пациента не на словах, а на деле. Также улучшается культура организации, ответственность четко распределяется между участниками рабочих процессов. 

            Процесс выстраивания системы менеджмента качества в учреждении здравоохранения длительный, планомерный, сложный. Но на сегодняшний день единственно возможный. «Те больницы, у которых не будет интегрированной системы менеджмента качества, окажутся нежизнеспособными», – привели лекторы слова министра здравоохранения РФ Михаила Альбертовича Мурашко.

В ходе подведения итогов семинара слушатели отметили, что впервые получили информацию о поэтапном внедрении системы менеджмента качества в учреждении с исчерпывающей конкретикой, которая была необходима и очень актуальна. 

Разговор будет продолжен.  Еще три семинара с участием экспертов ООО «Международный инновационный консалтинг» пройдут в НИИ КПССЗ до конца года, ближайший состоится уже 26, 27 и 28 июня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: