Новости 17.09.2025 г.
Научные сотрудники молодежной лаборатории НИИ КПССЗ изучают когнитивный статус детей с врожденными пороками сердца для разработки методики комплексной когнитивной реабилитации с применением технологий виртуальной реальности.
Руководитель проекта - Александра Александровна Румянцева, старший научный сотрудник лаборатории органопротекции у детей с врожденными пороками сердца, к.м.н.
Врожденные пороки сердца - важная проблема педиатрии, ввиду их высокой распространенности и необходимости ранней хирургической коррекции. Последние годы ученые все чаще приходят к мнению о том, что ребенка с врожденным пороком сердца должна вести мультидисциплинарная бригада, а исследования, затрагивающие вопрос качества жизни таких детей, преимущественно посвящены развитию физического и психоэмоционального функционирования.
Однако, нет исследований, охватывающих весь спектр когнитивных функций вместе, четких алгоритмов и программ их изучения с учетом возрастных особенностей детей. Также нет сведений о направлениях когнитивной реабилитации. При этом когнитивный статус ребенка – сфера-мишень, попадающая под негативное влияние как самого врожденного порока сердца, так и необходимого кардиохирургического вмешательства. Распространенность когнитивных нарушений у детей и подростков с врожденной сердечной патологией недостаточно учтена.
В рамках проведения реабилитационных мероприятий в настоящее время все большую популярность приобретают технологии виртуальной реальности, которые, по различным данным, способны значительно улучшить результаты лечения.
На базе Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний проведен ряд исследований, направленных на изучение когнитивных функций детей, оперированных по поводу врожденных пороков сердца в условиях искусственного кровообращения. Оценены такие когнитивные функции как внимание, речевой статуc и слухоречевая память у пациентов от 7 до 16 лет с септальными врожденными пороками сердца. При этом в 100% случаев детям была выставлена 1 стадия хронической сердечной недостаточности и 2 функциональный класс. Исследование проводилось в раннем послеоперационном периоде на базе отделения кардиохирургии №o2. Изучены все функции когнитивного статуса по отдельности и во взаимосвязи не только друг с другом, но и с анамнезом и клиническими данными ребенка. Впервые создана программа изучения когнитивного статуса ребенка с учетом его возрастных особенностей и с применением междисциплинарного подхода с участием детских психологов, педагогов и филологов.
Изучение речевого статуса детей включало исследование связности речи подростков. В ходе опроса участникам обеих групп было предложено задание по составлению рассказа на темы «Расскажи, что ты знаешь о Москве/Расскажи о своем родном городе». Задание оценивалось по четырем критериям: смысловой адекватности и самостоятельности, возможности программированию текста, грамматического и лексического оформления Для исследования речевого статуса детей была также сформирована контрольная группа здоровых сверстников — учеников одной из кемеровских школ. В итоге здоровые подростки продемонстрировали лучшие результаты, нежели подростки с ВПС после оперативного вмешательства.
Полученные данные по исследованию внимания позволяют утверждать, что уровень избирательности и концентрации внимания подростков, перенесших операцию в условиях искусственного кровообращения по поводу врожденных пороков сердца, ниже возрастной нормы.
Выявлено, что 80% детей, имевших нарушения речи или задержку речевого развития, также имеют и ухудшение слухоречевой памяти.
В исследовании кемеровских ученых научно обоснована необходимость изучения когнитивного статуса детей с врожденными пороками сердца в периоперационном периоде. Предложен инструмент комплексного изучения когнитивного статуса, основанный на одномоментном исследовании всех важных функций вместе с учетом возраста ребенка, который также позволит выявить наиболее уязвимые, и провести связь с клинико-анамнестическими данными ребенка, видом ВПС и особенностями послеоперационного периода. Полученные результаты помогут создать программу комплексной персонализированной когнитивной реабилитации с применением технологий виртуальной реальности для восстановления когнитивного статуса в отдаленном послеоперационном периоде. Опубликовано 13 статей в высокорейтинговых журналах (1 Wed of Science, 11 Scopus, 1 ВАК), полдготовлено 3 методических рекомендации совместно с КемГУ. Результаты исследования представлены на конференциях всероссийского и международного уровней. В перспективе у исследователей - создание мобильного приложения для оценки когнитивного статуса детей с ВПС с формой обратной связи, а также мобильного приложения когнитивной реабилитации в формате онлайн-игры для применения в позднем послеоперационном периоде на амбулаторном этапе. И уже в конце этого года в клиническую практику в условиях стационара будет внедрена компьютерная программа когнитивной реабилитации с использованием очков виртуальной реальности.
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете согласие на работу с этими файлами .
Сайт может некорректно отоброжаться в вашем браузере, так как он устарел. Скачайте обновленную версию своего браузера