Цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина»

АННОТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«Цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина»

1. Наименование инновационного образовательного проекта.

Цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина»

Выписка с заседания Ученого совета

Презентация проекта

2. Направление инновационной деятельности

Инновационная образовательная деятельность

3. Цели инновационного образовательного проекта.

  • Улучшение качества образования и исследований по направлению «Клиническая и фундаментальная медицина»;
  • Создание цифровой научно-образовательной smart среды;
  • Цифровая трансформация и повышение эффективности использования ресурсов (финансовых, технологических, человеческих);
  • Участие и создание сетевых образовательных партнерств;
  • Трансляция и обмен знаниями, опытом и лучшими практиками;
  • Активное вовлечение студентов и преподавателей в процессы цифровизации.

4. Задачи инновационного образовательного проекта.

1. Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры:

1.1. Разработка программного приложения для администрирования учебных курсов;

1.2. Разработка цифрового портфолио обучающегося для накопления данных о пройденных им курсов, приобретённых компетенций, участии в проектной деятельности;

1.3. Разработка индивидуальных образовательных траекторий.

2. Разработка цифровой научно-образовательной платформы:

2.1. Цифровизация образовательных программ НИИ КПССЗ;

2.2. Внедрение новых методов обучения с использование различных цифровых сервисов (visible learning, blended learning, MOOC, SPOC и д.р.);

2.3. Разработка образовательных программ up-skilling и re-skilling для прецизионной медицины.

3. Реализация сквозной интеграции цифровой научно-образовательной платформы «Клиническая и фундаментальная медицина».

4. Развитие цифровой грамотности.

5. Основная идеи инновационного образовательного проекта.

Основная идея инновационного образовательного проекта заключается в разработке цифровой научно-образовательной платформы «Клиническая и фундаментальная медицина» для трансформации базовых процессов и процессов управления образовательным процессом с помощью цифровых технологий. Даная платформа позволит использовать самые современные технологии в образовательном и учебном процессе, реализовать введение персонализированных образовательных траекторий и создать новую smart среду для обучения. Научно-образовательная цифровая платформа будет включать следующие сервисы:

  • сервис по управлению образовательным процессом,
  • сервис сбора и анализа академической успеваемости обучающихся и наукометрии ППС,
  • сервис по сбору и хранению данных,
  • сервис педагогических практик,
  • сервис цифрового портфолио обучающегося,
  • доступ к цифровому контенту,
  • сервис онлайн-курсов по программам высшего образования и дополнительных профессиональных программ,
  • сервис сетевых партнерств,
  • научно-образовательных интенсивов
  • сервис «цифровой тьютор».

Цифровая научно-образовательная платформа ориентирована прежде всего на обучающихся по программам ординатуры и аспирантуры, но также предполагает организацию образовательного процесса по програмам дополнительного профессионального образования, проведение открытых мастер-классов и образовательных интенсивов как для обучающихся, так и клинических специалистов, которые хотят улучшить свои компетенции. Работа в новой smart среде позволит обеспечить «бесшовный» переход в профессиональную научную или клиническую деятельности посредством их вовлечения в исследования и пилотные программы, которые позволят поддерживать мотивацию и повышать продуктивность обучения.

6. Период реализации инновационного образовательного проекта.

01.01.2021 – 31.12.2025 гг.

7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

Выбор данного направления работы обусловлен необходимостью формирования новой инновационной экосистемы, способствующей реализации национальных проектов и федеральных программ.

В рамках национального проекта «Образование» новая цифровая smart среда позволит увеличить гибкость образовательных программ, развить индивидуальные образовательные траектории и увеличить количество студентов, которые будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов организаций-партнеров и сетевых образовательных партнёрств.

В рамках национального проекта «Наука» цифровая научно-образовательная платформа позволит усовершенствовать механизмы обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечит доступ к цифровому контенту, проектным интенсивам для развития уникальных исследовательских компетенций и откроет возможность участия в сетевых научных партнерствах.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» разработка и внедрение научно-образовательной платформы «Клиническая и фундаментальная медицина» позволит увеличить число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного медицинского образования посредством использования дистанционных образовательных программ и интерактивных модулей.

Инновационные цифровые технологии позволяют использовать новые инструменты для развития smart образования и изменения ландшафта образовательного процесса. Цифровизация обеспечит возможность для обмена накопленным опытом и знаниями, быструю адаптацию онлайн-обучения в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (massive on-line open course) и SPOC (small private online course).

8. Область практического использования и применения результата инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

Цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина» будет использована в образовательном процессе для подготовки обучающихся по программам ординатуры (31.08.02 - Анестезиология и реаниматология, 31.08.63 - Сердечно-сосудистая хирургия, 31.08.36 – Кардиология, 31.08.71 - Организация здравоохранения и общественное здоровье, 31.08.09 – Рентгенология, 31.08.13 - Детская кардиология, 31.08.62 - Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение), аспирантуры (14.01.20 - Анестезиология и реаниматология, 14.01.26 - Сердечно-сосудистая хирургия, 14.01.05 – Кардиология), дополнительным профессиональным программа и программам непрерывного медицинского образования на базе НИИ КПССЗ. Цифровая научно-образовательная платформа будет также использована для проведения открытых мастер-классов по передовым технологиям лечения пациентов с болезнями системы кровообращения, обмена опытом и проведения научно-образовательных интенсивов как среди обучающихся по программам ординатуры и аспирантуры, так и среди врачей лечебно-профилактических учреждений вне зависимости от региона их проживания. Сквозная интеграция данной платформы с другими образовательными платформами позволит организовать ряд приоритетных сетевых партнерств с ведущими научными и образовательными учреждениями не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом. Подобная интеграция с мировым научно-образовательным сообществом, позволит реализовать быстрое и эффективное «наращивание» функциональных компетенций, что обеспечит полное соответствие компетентностного профиля обучающегося рабочему месту и обеспечит его бесшовный переход в трудовую деятельность.  

9. Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта.

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации- соискателя

1

Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (ред. от 05.04.2016)

Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ.

2

Приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (ред. от 17.12.2018)

Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ.

3

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки» (ред. от 15.06.2017)

Учет квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам при подготовки и реализации образовательных программ по направлению «Здравоохранение и медицинские науки».

4

Приказ Минобрнауки России от 03.09.2014 N 1200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (ред. от 30.04.2015)

Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки по направлению 31.06.01 Клиническая медицина с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ.

5

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Учет порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

6

письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»)

Учет порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ

7

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

8

ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

9

ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

10

ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

11

ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

 10. Соисполнители инновационного образовательного проекта.

п/п

Наименование организации- соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта)

Основные функции организации- соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта)

1

Кемеровский государственный медицинский университет (КемГМУ)

ИНН 4206007720

Организация сетевого обучения и разработка совместных образовательных программ

2

Кемеровский государственный университет (КемГУ) ИНН 4207017537

Организация сетевого обучения и разработка совместных образовательных программ

3

КООО «Кузбасское научное общество кардиологов» (КНОК) ИНН 4205069956

Разработка новых образовательных программ up-skilling и re-skilling с учетом современных рекомендаций по лечение пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, участие в образовательном проекте, развитие цифровой грамотности.

4

АНО Научно-образовательный центр «Кузбасс» (НОЦ «Кузбасс») ИНН 4205385253

Информационная поддержка и развитие сетевых образовательных партнерств

5

ОО «Ассоциация анестезиологов и реаниматологов Кемеровской области» ИНН 4205996157

Разработка новых образовательных программ up-skilling и re-skilling с учетом современных рекомендаций по лечение пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, участие в образовательном проекте, развитие цифровой грамотности.

6

Ассоциация «Сибирская ассоциация интервенционных кардиоангиологов» (САИК) ИНН 5406514895

Разработка новых образовательных программ up-skilling и re-skilling с учетом современных рекомендаций по лечение пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, участие в образовательном проекте, развитие цифровой грамотности.

 11. Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта.

№ п/п

Мероприятие программы

Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.)

Основные результаты реализации мероприятий программы

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

2021

1

Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры

  • Сервис по управлению образовательным процессом (доступ к учебным планам, РП, практикам, фиксация образовательного процесса, результатов промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения основных образовательных программ);
  • Сервис цифрового портфолио обучающегося (сохранение работ обучающегося, рецензий, оценок, освоенных компетенций)

Будет обеспечена административная и техническая поддержка процессов, связанных с электронным обучением; будет обеспечено формирование цифрового следа обучающихся

Будет разработано ПО «Система управлением обучения и электронная система персонификации обучающегося с фиксацией цифрового следа»

2

Развитие цифровой грамотности

  • Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Будет повышена цифровая грамотность преподавателей, научных сотрудников и  обучающихся

Будет проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2022

1.

Разработка цифровой научно-образовательной платформы

  • Сервис цифровых образовательных программ
  • Сервис педагогических практик
  • Сервис образовательных программ up-skilling и re-skilling для прецизионной медицины

Будет проведена цифровизация образовательных программ; будут разработаны онлайн курсы up-skilling и re-skilling; будет разработан каталог новых педагогических практик

Будет разработано ПО «Система управления образовательным контентом»;

ПО «Система проектирования методик и технологий организации учебных занятий с применением технологий электронного обучения»

2.

Развитие цифровой грамотности

  • Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Будет повышена цифровая грамотность преподавателей, научных сотрудников и  обучающихся

Будет проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2023

1.

Разработка цифровой научно-образовательной платформы

  • Сервис цифровых образовательных программ
  • Сервис педагогических практик
  • Сервис образовательных программ up-skilling и re-skilling для прецизионной медицины

Будет проведена цифровизация образовательных программ; будут разработаны онлайн курсы up-skilling и re-skilling; будет разработан каталог новых педагогических практик

Будет разработано ПО «Система управления образовательным контентом»

2.

Развитие цифровой грамотности

  • Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Будет повышена цифровая грамотность преподавателей, научных сотрудников и  обучающихся

Будет проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2024

1

Сквозная интеграция цифровой научно-образовательной платформы «Клиническая и фундаментальная медицина».

  • Интеграция платформы с открытыми образовательными платформами;
  • Создание сетевых партнерств

Будет выполнена сквозная интеграция с внешними образовательными платформами

 

2

Развитие цифровой грамотности

  • Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Будет повышена цифровая грамотность преподавателей, научных сотрудников и  обучающихся

Будет проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2025

1

Сквозная интеграция цифровой научно-образовательной платформы «Клиническая и фундаментальная медицина»

  • Интеграция платформы с открытыми образовательными платформами;
  • Создание сетевых партнерств

Будет продолжено выполнение сквозной интеграции с внешними образовательными платформами

 

2

Развитие цифровой грамотности

  • Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Будет повышена цифровая грамотность преподавателей, научных сотрудников и  обучающихся

Будет проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

 12. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта.

Год

Мероприятия

Срок(период)выполнения

2021

Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры:

2020-2021

2021

Развитие цифровой грамотности

2021-2025

2022

Разработка цифровой научно-образовательной платформы

2022-2023

2024

Сквозная интеграция цифровой научно-образовательной платформы «Клиническая и фундаментальная медицина».

2024-2025

13. Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта.

Цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина» будет апробирована при организации образовательного процесса для подготовки обучающихся по программам ординатуры (31.08.02 - Анестезиология и реаниматология, 31.08.63 - Сердечно-сосудистая хирургия, 31.08.36 – Кардиология, 31.08.71 - Организация здравоохранения и общественное здоровье, 31.08.09 – Рентгенология, 31.08.13 - Детская кардиология, 31.08.62 - Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение), аспирантуры (14.01.20 - Анестезиология и реаниматология, 14.01.26 - Сердечно-сосудистая хирургия, 14.01.05 – Кардиология), дополнительным профессиональным программа и программам непрерывного медицинского образования на базе НИИ КПССЗ.

Результаты инновационного образовательного проекта будут представлены на национальных и зарубежных мероприятиях по обмену лучшими образовательными практиками, а также посредством создания и участия сетевых партнерств с внешними образовательными платформами.

14. Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта.

Будет разработана совокупность методов и инструментов для оценки эффективности реализации инновационного образовательного проекта, которые будут включать:

  • Расчет доли процессов организационной, административной, управленческой, деятельности, для которых внедрены АИС;
  • Наличие интегрированной информационной системы, автоматизирующей процессы управления, учета и контентного наполнения образовательной деятельности;
  • Расчет количества разработанных онлайн-курсов;
  • Расчет доли дисциплин основных образовательных программ, использующих онлайн-курсы;
  • Расчет количества курсантов, прошедших обучение с использованием онлайн-курсов;
  • Расчет доли преподавателей, использующих онлайн-курсы при обучении студентов по программам высшего образования и дополнительного профессионального образования.

15. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения по способам их преодоления.

Реализация инновационного образовательного проекта сопряжена со следующими группами рисков (в скобках указаны ключевые риски):

  1. Технические риски (недоступность технологий, высокая сложность интерфейсов) могут быть преодолены посредством приобретения лицензии на необходимое ПО, либо аутсорсингом программирования профильным компаниям-разработчикам;
  2. Внешние риски (изменение ландшафта образования, наличие конкурентов) могут быть минимизированы посредством своевременного внедрения лучших образовательных практики и создания сетевых партнерств;
  3. Организационные риски (отказ от участия организаций-партнёров, финансирование, трудовые ресурсы, информационные ресурсы) могут быть преодолены посредством поиска и образования новых партнёрств, а также привлечения внебюджетного финансирования для восполнения ресурсного обеспечения.

16. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта.

Практическая значимость реализации инновационного образовательного процесса заключается в:

  • повышении качества образования и гибкости образовательных программ;
  • организации учебной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • применении инновационных методик и технологий обучения;
  • популяризации успешных и востребованных образовательных практик;
  • обеспечении бесшовного перехода в трудовую деятельность;
  • повышении экспорта электронных образовательных услуг;
  • создании сетевых партнёрств;
  • повышении цифровой грамотности преподавателей и обучающихся;
  • формировании положительного имиджа организации на региональном, федеральном и международном уровнях.

17. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта.

Внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта включают повышение качества образовательного процесса, увеличение количества сетевых партнерств, сквозную интеграцию цифровой платформы с внешними образовательными ресурсами, увеличение числа обучающихся, прошедших обучение по программам ординатуры и аспирантуры с использованием онлайн курсов партнеров, включение организаций-партнёров в образовательный процесс для трансляции передовой клинической практики и научных знаний, повышение скорости возврата полученных знаний в образование. 

18. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.

- разработанная цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина» станет основой для дальнейшей автоматизации и применении методов искусственного интеллекта при формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

- разработанные мероприятия проекта могут быть использованы в работе образовательных организаций с целью повышения качества образовательного процесса и активного внедрения сетевых форм обучения;

- в результате реализации проекта цифровая научно-образовательная платформа «Клиническая и фундаментальная медицина» позволит повысить доступность к информационным и образовательным ресурсам организаций-партнёров и привлечь зарубежные ведущие образовательные организации.